См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утв. Минфином России.

Таблица 2.1. Основные макроэкономические параметры на 2014 - 2017 годы

Таблица 2.1

Основные макроэкономические параметры на 2014 - 2017 годы

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Закон 349-ФЗ

Прогноз МЭР от 20.05.2014

Закон 349-ФЗ

Прогноз МЭР от 20.05.2014

Закон 349-ФЗ

Прогноз МЭР от 20.05.2014

Прогноз МЭР от 20.05.2014

1

2

3

4

5

6

7

8

ВВП, млрд. рублей

73 315

71 493

79 660

76 077

86 837

82 303

89 834

Рост ВВП, %

103,0

100,5

103,1

102

103,3

102,5

103,3

Инвестиции, млрд. рублей

14 933

13 494

16 577

14 522

18 475

15 541

17 046

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США

331,3

307,1

345,2

313,0

361,7

320,2

334,1

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долларов США

504,3

519,6

505,0

502,8

515,8

508,6

518,1

Прибыль прибыльных организаций, млрд. рублей

12 735

13 085

13 510

13 060

15 135

14 455

16 375

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года

105,0

106,0

104,5

105,0

104,5

104,5

104,3

Курс доллара, рублей за доллар США

33,4

35,5

34,3

37,0

34,9

38,0

38,8

Фонд заработной платы, млрд. рублей

18 017

17 707

19 464

18 913

21 122

203 778

22 120

Цены на нефть "Юралс", долларов США за баррель

101

104

100

100

100

100

100

Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долларов/тыс. куб. м

337

351

317

318

300

296

292

Другим фактором, оказывающим влияние на снижение оценки ВВП, является существенное замедление роста производственных и торговых запасов предприятий на фоне ожиданий низкого внутреннего спроса.

Третий важный фактор - пересмотр роста потребительского спроса: прогноз прироста оборота розничной торговли снижен с 4,0% до 1,9%, объема платных услуг - с 2,5% до 1,6%, а реальные располагаемые доходы - с 3,4% до 0,5%. Существенный рост розничной торговли в I квартале 2014 года обеспечивался сбережениями населения (норма сбережения достигла своего исторического минимума), при этом реальные располагаемые доходы населения в I квартале 2014 года снижались. Эти обстоятельства будут влиять на замедление потребительского спроса до конца года.

Также на экономику будут влиять существующие инфраструктурные и институциональные ограничения.

Пересмотрен и прогнозируемый показатель потребительской инфляции. Так, уровень потребительских цен повышен в 2014 году с 4,5 - 5,5% (в прогнозе от 16 сентября 2013 года) до 5,5 - 6,5%, что преимущественно связано с более высоким прогнозом курса доллара США (номинальный курс повышен в 2014 году с 33,4 рублей до 35,5 рублей за 1 доллар США).

В среднесрочной перспективе прогнозируется, что уровень потребительской инфляции будет снижаться (до 3,8 - 4,8% в 2017 году) под воздействием умеренного повышения доходов населения, относительной стабилизации номинального курса рубля, консервативной денежной политики, ограничений роста коммунальных тарифов, умеренной динамики мировых цен на зерно и продовольствие.

Также были пересмотрены оценки экспорта и импорта товаров. Вклад экспорта в рост ВВП в 2014 году будет, вероятнее всего, отрицательным. При этом благодаря повышению прогнозной цены на нефть в 2014 году, а также более высокой базе 2013 года объем экспорта товаров повысится. В результате пересмотра динамики курса и снижения оценок внутреннего спроса оценка импорта товаров в 2014 году понижена.

Под воздействием снижения цен на нефть и газ экспорт товаров будет снижаться до 2015 года. С 2016 года рост возобновится. Импорт товаров в 2015 - 2017 годах будет ограничен внутренним спросом и динамикой обменного курса. На протяжении всего среднесрочного периода реальный курс рубля будет ослабевать.

Дефлятор ВВП в 2014 году повышен с 5,4% (в прогнозе от 16 сентября 2013 года) до 6,6% в связи с повышением оценки цен на нефть и повышения курса доллара США. Снижено значение номинального ВВП в 2014 году, что связано с пересмотром Росстатом в сторону уменьшения объема ВВП в 2013 году. В сторону понижения также пересмотрены значения номинального ВВП в 2015 - 2017 годах.

Таким образом, базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, взятый за основу для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы, предусматривает существенное замедление экономики в 2014 году и постепенное ускорение темпов прироста экономики - с 2,0% в 2015 году до 3,3% в 2017 году.

Помимо этого сохраняются определенные риски развития экономики и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.