Уточнены порядок представления налоговых деклараций и правила проведения камеральной налоговой проверки. Декларации по НДС представляются только в электронной форме.

С 1 января 2014 года в новой редакции изложены нормы статьи 80 НК РФ. Теперь по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота налоговые декларации (расчеты) должны представляться также в том случае, если такая обязанность предусмотрена частью второй Налогового кодекса РФ применительно к конкретному налогу.

В частности, такая обязанность установлена для плательщиков НДС (в том числе являющихся налоговыми агентами), а также лиц, указанных в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Налоговая декларация указанными лицами представляется в налоговые органы по месту своего учета по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2014 года на лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров возлагается обязанность вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

К ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации теперь могут привлекаться не только налогоплательщики, но и другие лица.

Кроме того, уточнен перечень документов, которые вправе истребовать налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки, в частности, при ее проведении на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и при проведении проверки налоговой декларации, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Подробнее см. специальный выпуск правовых новостей "В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены полномочия налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков"

(Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"; Информация ФНС России; Письма ФНС России от 30.09.2013 N ПА-4-6/17542, от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592, от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594 и от 04.04.2014 N ГД-4-3/6132@)