«Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Контракт» доступен только в коммерческой версии системы КонсультантПлюс

Вы можете:

Ниже можно познакомиться с фрагментом «Путеводителя по спорам в сфере госзаказа. Требование о предоставлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов соответствия на поставляемый товар и отказ в допуске к торгам в связи с несоответствием такому требованию»:

Правомерно ли устанавливать в документации о торгах требование о представлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов (деклараций) соответствия, паспортов на поставляемый товар и отказывать в допуске к торгам в связи с несоответствием такому требованию?

Подход Минэкономразвития России и ФАС России: Установление требования неправомерно.

Подробнее см. документы:

Письмо Минэкономразвития России от 15.07.2010 N Д22-1110

Подход арбитражных судов 1: Установление требования и отказ в допуске неправомерны.

Подробнее см. документы:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10031/10

Подход арбитражных судов 2: Установление требования и отказ в допуске правомерны.

Подробнее см. документы:

Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8294-10

Подход Минэкономразвития России и ФАС России: Установление требования неправомерно.

Письмо Минэкономразвития России от 15.07.2010 N Д22-1110

Согласно положениям Закона N 94-ФЗ заявка на участие в торгах должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства РФ, если они предусмотрены. При этом не допускается требовать представления указанных документов, в случае если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром. Требовать от участника размещения заказа иное не допускается.

Продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (ст. 456 ГК РФ). Из этого следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара в случае, если это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством РФ.

Таким образом, требование заказчика о представлении в заявке копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участника размещения заказа по той причине, что в заявке отсутствуют указанные сертификаты, являются неправомерными.

Аналогичные выводы содержат:

  • Письмо Минэкономразвития России от 11.03.2009 N Д05-1188
  • Письмо Минэкономразвития России от 20.05.2008 N Д05-1886
  • Письмо ФАС России от 05.12.2011 N ИА/45240
  • Письмо ФАС России от 20.10.2008 N АЦ/26950
  • Решение ФАС России от 24.10.2011 по делу N К-2332/11
  • Постановление ФАС России от 19.05.2010 по делу N К-1076/09/АК156-10

Подход арбитражных судов 1: Установление требования и отказ в допуске неправомерны.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10031/10

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документации об аукционе на поставку угля установлено требование о том, что участник размещения заказа должен представить в заявке копии сертификата соответствия на поставляемый товар. Нарушение данного требования явилось основанием для отклонения заявки участника. Антимонопольный орган признал действия заказчика и комиссии заказчика неправомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика, комиссии заказчика неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Руководствуясь положениями ст. ст. 454 и 456 ГК РФ, в силу которых сертификат соответствия относится к документу, передаваемому одновременно с товаром, и принимая во внимание то, что законодательством не предусмотрено получение сертификатов соответствия на уголь, суды признали требование заказчика нарушающим п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, а отказ в допуске к торгам — неправомерным.

Аналогичные выводы содержат:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10030/10
  • Постановление ФАС Московского округа от 20.07.2010 N КА-А40/7308-10
  • Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 N КА-А40/6803-10
  • Постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2010 N Ф09-1888/10-С1
  • Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2010 N Ф09-666/10-С1
  • Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2009 по делу N А41-10786/08 (настоящее Постановление оставлено без изменения в соответствии с Постановлением ФАС Московского округа от 10.07.2009 N КГ-А41/6119-09. В передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 29.02.2012 N ВАС-1699/12))

Подход арбитражных судов 2: Установление требования и отказ в допуске правомерны.

Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8294-10

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документацию об аукционе включено требование о том, что заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара (электрошоковое оборудование) требованиям, установленным законодательством РФ, если согласно законодательству РФ установлены требования к такому оборудованию. Участнику размещения заказа отказано в допуске к торгам, поскольку он не представил копию сертификата соответствия на оборудование, являющееся предметом торгов. Антимонопольный орган указанное требование и отказ в допуске признал неправомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика, комиссии заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано утратившим силу.

Согласно законодательству об оружии электрошоковые устройства должны отвечать требованиям государственных стандартов РФ. Сертификат является документом, удостоверяющим соответствие товара требованиям таких стандартов.

  • Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2010 N КА-А40/1595-10
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2012 по делу N А05-4443/2011
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2010 по делу N А15-389/2009
  • Постановление ФАС Уральского округа от 19.12.2013 N Ф09-13487/13 по делу N А07-19959/2012

Аналогичные выводы содержат:

  • Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2013 N Ф09-13361/13 по делу N А07-20140/2012
  • Постановление ФАС Уральского округа от 18.12.2013 N Ф09-13255/13 по делу N А07-19933/2012
  • Постановление ФАС Уральского округа от 13.12.2013 N Ф09-13335/13 по делу N А07-19957/2012
  • Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2010 N Ф09-7387/10-С1 (в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 16.03.2011 N 16784/10 по делу N А76-42642/2009-58-839/132))

См. также: Возможные последствия действий заказчика, комиссии заказчика в зависимости от их квалификации…

Раскрыть фрагмент