Главная

N 8 (119) АВГУСТ 2005

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Информационному банку МедицинаФармацевтика - 10 лет

ИБ МедицинаФармацевтика - 10 летВ этом году исполняется 10 лет с начала распространения специализированного отраслевого банка МедицинаФармацевтика. Идея создания банка, который стал бы хорошим помощником руководящему персоналу учреждений здравоохранения, родилась в начале 1995 г. в московском информационном центре КонсультантПлюс - компании "Юнико-94". Вскоре, под условным названием "Фармацевт", банк был анонсирован на международной выставке "Аптека-95". В июле 1997 г. он получил официальное название "КонсультантМедицинаФармацевтика" и стал распространяться региональными информационными центрами Сети КонсультантПлюс на всей территории России.  С тех пор в различных учреждениях здравоохранения и госструктурах, занимающихся вопросами здравоохранения, установлено более 12 тысяч экземпляров данной системы.

На сегодняшний день в банк МедицинаФармацевтика включено уже более 16000 нормативных документов и консультационных материалов. Он предназначен, прежде всего, для руководителей и бухгалтеров фармацевтических и медицинских предприятий: аптек, больниц, поликлиник, фармацевтических и медицинских фирм, а также для специалистов властных структур управления здравоохранением. Еженедельно в информационный банк добавляется более 50 различных документов - нормативных актов, статей, консультаций.

Нормативные документы по здравоохранению

Основу банка МедицинаФармацевтика составляют более 8000 нормативных документов Минздравсоцразвития России, а также его предшественников: Наркомздрава и Минздрава СССР, Минздравмедпрома РФ и т.д.). В него постоянно включаются документы федеральных служб и агентств, находящихся в ведомственном подчинении Минздравсоцразвития РФ и контролирующих отрасль здравоохранения - Росздравнадзора РФ, Росздрава РФ, Роспотребнадзора РФ, Постоянного комитета по контролю наркотиков. Сегодня в банке насчитывается более 3000 таких документов.

Документы в банк поступают на основе прямых договоров с органами управления здравоохранения. В первую очередь это Управления делами Минздравсоцразвития России, а также перечисленные выше федеральные службы и агентства. Договоры об информационном сотрудничестве заключены и с органами управления здравоохранения Москвы и Московской области. В банке содержится более 3000 нормативных документов органов управления здравоохранением Москвы и Московской области.

Официальные справочники-реестры

Своим колоссальным объемом в банке выделяются чрезвычайно актуальные для специалистов официальные справочники-реестры: Реестры лекарственных средств и биологически активных добавок, Реестр медицинских изделий, Реестры цен на лекарственные средства, Международная классификация болезней, Государственная фармакопея и другие. Работа по включению таких документов из-за огромного объема и специфического характера содержащейся в них информации чрезвычайно трудоемка. Только второй том Государственного реестра лекарственных средств, недавно включенный в банк, состоит из 1999 страниц.

Консультационные материалы, материалы специализированной прессы

Отдельным блоком, в форме "вопросы-ответы", представлены консультационные материалы юристов, аудиторов, других специалистов - их больше 1000. Сравнительно недавно сюда стали включаться актуальные статьи из популярных отраслевых изданий. Сегодня насчитывается порядка 1000 статей из 14 различных изданий, таких, как: "Медицинское право", "Фармацевтическое обозрение", "Бизнес Медицина", "Московские аптеки" и ряд других.

Кроме того, имеется большое количество совершенно уникальных документов: специализированные консультации и статьи по особенностям бухгалтерского учета, налогообложения, сертификации, лицензированию и другим специфическим отраслевым вопросам в области здравоохранения.

Индивидуальные заказы пользователей

Разработчиками банка создан архив, который содержит множество узкоспециализированных документов, не вошедших в информационный банк. Такие документы пользователи системы КонсультантПлюс могут заказать, обратившись в обслуживающий их информационный центр Сети КонсультантПлюс, где они обязательно получат всестороннюю индивидуальную консультацию.

Пресс-служба компании "Консультант Плюс"


Новые возможности в информационном банке Законопроекты

Елена Мокеева,
руководитель отдела КонсультантПлюс:Законопроекты

 

За последний год в информационном банке Законопроекты появилось несколько важных новшеств. Рассмотрим их подробнее.

Функция "Документы на контроле"

Введена функция "Документы на контроле", которая позволяет автоматически проверять изменения, произошедшие с важными законопроектами. Можно поставить на контроль Паспорт законопроекта, в котором содержится вся информация о прохождении законопроекта по стадиям законодательного процесса (с момента внесения в Государственную Думу до подписания Президентом РФ или снятия с рассмотрения).

Отслеживаются следующие изменения для законопроектов:

  • принят Государственной Думой ФС РФ в первом чтении;
  • принят Государственной Думой ФС РФ во втором чтении;
  • принят Государственной Думой ФС РФ в третьем чтении (для федерального бюджета);
  • принят Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции;
  • отклонен Государственной Думой ФС РФ;
  • снят с рассмотрения Государственной Думой ФС РФ;
  • одобрен Советом Федерации ФС РФ;
  • отклонен Советом Федерации ФС РФ;
  • подписан Президентом РФ;
  • отклонен Президентом РФ.

Все документы, поставленные на контроль, автоматически помещаются в специальную папку "Документы на контроле". Если в документах, поставленных на контроль, произошли какие-либо изменения, то система копирует эти документы в папку "Последние изменения в документах на контроле" и в начале очередного сеанса работы информирует пользователя о произошедших изменениях.

Гипертекстовые ссылки

Другим нововведением стали гипертекстовые ссылки из банка Законопроекты в банк ЭкспертПриложение. Ранее в банке Законопроекты была реализована возможность гипертекстового перехода в банк ВерсияПроф. В силу специфики информации, представленной в системе, в документах банка Законопроекты есть большое количество ссылок на документы, содержащиеся в банке ЭкспертПриложение. В основном это постановления Государственной Думы ФС РФ о принятии или отклонении проектов федеральных законов, документы Президента РФ, Правительства РФ и др. Теперь у пользователей появилась возможность перейти по ссылке в любой документ, содержащийся не только в банке ВерсияПроф, но и в банке ЭкспертПриложение.

Комментарии законодателя

Также в паспорте законопроекта появились комментарии, раскрывающие суть законопроекта. Они составляются самими субъектами права законодательной инициативы и размещаются в паспорте законопроекта сразу после названия документа в круглых скобках. Например: Паспорт проекта Федерального закона N 159515-4 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (об установлении уголовной ответственности за похищение женщины с целью вступления в брак) (внесен Народным Собранием Республики Ингушетия).

К некоторым законам и кодексам может быть внесено несколько изменяющих проектов, и в этом случае для быстрого выбора нужного законопроекта незаменим комментарий. Так, существует несколько федеральных законов, касающихся изменений в Уголовном кодексе РФ (рис. 1). Прочитав комментарий в списке документов, можно сразу найти необходимый документ.

Быстрый поиск

Сегодня в информационном банке Законопроекты содержится около 29000 документов. Важное значение имеет быстрый поиск нужного документа. Наиболее удобно осуществлять поиск по паспорту законопроекта (рис. 2). В названии паспорта, помимо собственно названия, указываются - комментарий к законопроекту, субъект права законодательной инициативы и стадия законодательного процесса, что позволяет сузить круг поиска. Из паспорта можно быстро перейти в текст документа.

Например, пользователю необходимо найти все изменяющие законопроекты, касающиеся налога на добавленную стоимость. Чтобы найти все подходящие законопроекты, находящиеся на рассмотрении, в Карточке поиска раздела "Законопроекты" зададим следующие условия:

Шаг 1. В поле "Вид документа" выбираем значение "Паспорт законопроекта".

Шаг 2. В поле "Тематика" - "Налог на добавленную стоимость".

Шаг 3. Чтобы оставить только те законопроекты, которые находятся на рассмотрении, и отсечь все так или иначе снятые с рассмотрения в поле "Стадия законодательного процесса" выбираем значения "Отклонен Государственной Думой ФС РФ", "Подписан Президентом РФ", "Снят с рассмотрения" и задаем логическое условие КРОМЕ (рис. 3).

Чтобы сузить область поиска, можно выбрать конкретную стадию законодательного процесса. Например, на стадии "Принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении" в настоящий момент (июль 2005 г.) находится два изменяющих законопроекта ко второй части Налогового кодекса РФ, а на стадии "Одобрен Советом Федерации ФС РФ" - три законопроекта.

Можно также ограничить область поиска, задав дополнительные сведения о законопроекте: субъект права законодательной инициативы (поле "Кем подготовлен") или одну из дат внесения или принятия законопроекта в каком-либо чтении (поле "Дата").


Поиск документов по тарифному регулированию в банке ЭкспертПриложение

Светлана ТеленеваСветлана Теленева,
руководитель отдела юридической обработки документов

 

 

Екатерина ИвановаЕкатерина Иванова,
юрисконсульт отдела юридической обработки документов

 

 

Информационный банк ЭкспертПриложение - самый крупный банк в разделе "Законодательство" системы КонсультантПлюс. Сегодня в него включено более 143 тысяч документов федеральных органов.

Из них около полутора тысяч документов касаются ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере газового и энергетического снабжения, предоставления транспортных услуг, осуществления погрузочно-разгрузочных работ и связанных с ними услуг, услуг связи и т.д.

Данный метод регулирования применяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти согласно Федеральному закону от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иным законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность субъектов-монополистов.

В ходе реформирования органов исполнительной власти менялись названия регулирующих органов, функции регулирования передавались от одного органа к другому. Поэтому зачастую пользователи испытывают трудности при построении списков документов, касающихся данного метода госрегулирования в той или иной сфере деятельности. Рассмотрим несколько вариантов составления подборки документов, с помощью поля "Тематика", отвечающих различным запросам пользователя.

Тарифы на услуги по транспортировке газа

Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ" определяют, что государственное регулирование данных тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам. Такие документы можно найти, выбрав в поле "Тематика" рубрики "Газовая промышленность", "Трубопроводный транспорт", "Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги" с условием И.

Если надо найти документы, устанавливающие оптовые цены на газ, реализуемый потребителям, либо утверждающие размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, достаточно в поле "Тематика" выбрать рубрики "Цены и ценообразование" И "Газовая промышленность". Для уточнения региона (или субъекта-монополиста) в поле "Текст документа" выберем "АЛТАЙСК*" и получим документы, касающиеся цен на газ на территории Алтайского края.

Тарифы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов

Тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам регулируются Федеральным законом от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (тарифы устанавливаются Федеральной службой по тарифам). Установление размеров данного вида тарифов производится в соответствии с Методикой определения тарифов на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам РФ, утвержденной Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 16.10.2002 N70-э/5, и Методикой определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам РФ, утвержденной Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 10.07.2002 N42-э/5. Так же, как и в предыдущих примерах, для поиска целесообразно использовать рубрики поля "Тематика", а именно: "Трубопроводный транспорт" И "Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги" И "Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность".

Что касается тарифного регулирования по иным видам транспортных услуг, то такие нормативные акты можно найти, выбрав в поле "Тематика" следующие рубрики: "Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги", "Водный транспорт" либо "Воздушный транспорт" и т.д. (на выбор), объединив их логическим условием И (см. рисунок).

Тарифы на электрическую энергию

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" регулирующий орган устанавливает предельные минимальные и/или максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, утверждает предельные максимальные тарифы при поставке электроэнергии на оптовый рынок.

Группу документов, устанавливающих указанные тарифы, можно найти, используя две рубрики - "Цены и ценообразование" И "Энергетика". При этом можно уточнить конкретного хозяйствующего субъекта-монополиста с помощью поля "Текст документа". Например, по конкретному субъекту РФ укажем "КАЛУЖСК*", имея в виду Калужскую область, а по субъекту-монополисту, например, - "БУРЕЙСК*", то есть ОАО "Бурейская ГЭС". При таком уточнении получаем все документы, касающиеся тарифного регулирования на конкретной территории или в отношении конкретного субъекта-монополиста.

Тарифы на услуги связи

Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 715 утверждены Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также перечень услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет Федеральная служба по тарифам (ранее данные функции осуществляло МАП РФ).

Чтобы найти документы, регулирующие тарифы в области почтовой связи, выберем в поле "Тематика" рубрики: "Почтовая связь" И "Тарифы, сборы и льготы по услугам связи". Для поиска документов в области тарифного регулирования радиосвязи и электрической связи выберем: "Радиосвязь и электрическая связь" И "Тарифы, сборы и льготы по услугам связи". Документы, утверждающие тарифы на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций с использованием технических средств, найдем с помощью двух рубрик: "Технические средства радиовещания и телевидения" И "Тарифы, сборы и льготы по услугам связи".

Чтобы исключить из поиска утратившие силу и не вступившие в силу документы, в поисковом поле "Поиск по статусу" выберем условие "Все акты, кроме утративших силу и не вступивших в силу".


Интернет-интервью с Председателем ВАС РФ А.А. Ивановым

Обеспечение единообразия судебной арбитражной практики

Наталия Лашкина,
редактор бюллетеня "КонсультантПлюс"

 

Иванов Антон АлександровичВ июне на вопросы посетителей Интернет-сервера КонсультантПлюс отвечал Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Александрович Иванов. Предлагаем вам cокращенную версию интернет-интервью.

Вы неоднократно в своих публичных выступлениях затрагивали два вопроса, которые касаются политики открытости арбитражных судов и единства судебной практики...

Проблема единства "всплыла" не сегодня. Юридическая общественность уже давно об этом говорит. Судебная практика окружных арбитражных судов (это кассационная инстанция) резко различается. Фактически арбитражно-судебная практика формируется сегодня на уровне кассации. Как ее унифицировать? Необходимо создать некий механизм гармонизации арбитражной практики окружных судов.

Этот организационный механизм крайне важен для нас. Какие конкретно это меры, пока еще четко сказать нельзя, потому что соответствующие решения еще не приняты. Это должен быть целый комплекс мер. В частности, одним из таких направлений может служить подготовка различных обобщений судебной практики, более интенсивная работа над постановлениями Президиума и Пленума ВАС РФ, в которых формируется единая для всей системы позиция. Она должна приниматься во внимание всеми арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел. Можно также обдумать ряд мер, направленных на усовершенствование процедуры рассмотрения дел в надзорной инстанции.

Одной из таких мер может быть подготовка мотивированных определений об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Вторая мера, которая может обеспечить единство, это внесение в Арбитражный процессуальный кодекс изменений, позволяющих судам обращаться с запросами в процессуальной форме в ВАС РФ о толковании тех или иных спорных, противоречивых норм закона.

Еще одним возможным вариантом обеспечения единства судебной практики может послужить ускорение процедуры подготовки обобщений и постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ за счет уменьшения объема проблем, по которым соответствующие позиции высказываются. Может быть, следовало бы делать более короткие, но довольно частые обзоры практики и постановления о толковании отдельных статей закона.

Что касается открытости судебной власти, то доступность судебных решений во многом способствует снижению коррупции. В этих целях стоит увеличить объем информации, доступной для всех, и которая может размещаться на интернет-сайтах, а те, в свою очередь, должны поддерживаться в актуальном состоянии. Хотелось бы, чтобы на сайтах публиковались все судебные решения, а в дальнейшем суды перешли бы к размещению всех актов, принимаемых в рамках движения судебного дела, и целиком построили свою деятельнсть на принципе свободы доступа общественности к этим материалам.

Причем существование таких сайтов - не самоцель, а элемент всей системы организации судебной работы, поскольку она должна быть построена изнутри таким образом, чтобы быть рассчитанной на открытость. При этом надо понимать, что публикация судебных актов - это вопрос, который требует очень серьезного организационного и финансового обеспечения. Сейчас ряд судов частично такую работу делает на энтузиазме. Между тем, поддержание такого рода размещения информации предполагает наличие постоянного финансирования, наличия конкретных людей. Конечно, это задача не отдного дня, не месяца и даже не года. Но это та цель, к которой необходимо стремиться.

Кроме того, мы разрабатываем комплекс мер, направленных на соединение принципа открытости судебного разбирательства с современными электронными технологиями. Конкретные мероприятия здесь могут быть предложены в виде дополнения к программе "Электронная Россия", в виде соответствующих предложений в новую программу "Развитие судебной системы на 2007-2011 годы", в реформе отдельных положений АПК РФ и т.д.

Возможно ли предоставить судам кассационной инстанции полномочия по обобщению практики применения законодательства с приданием этим разъяснениям той или иной степени обязательности?

Судьи кассационной инстанции и сейчас проводят обобщения судебной практики в пределах своих округов и готовят соответствующие информационные письма. По результатам такого обобщения и ВАС РФ, и всей юридической общественности, всему населению становится известной практика судов кассационной инстанции на территории своего кассационного округа. Для ВАС РФ эти обобщения служат, с одной стороны, основой, на которой он сам строит свои обобщения. А с другой стороны, они служат неким сигналом, что где-то что-то неблагополучно, может быть что-то требует унификации. Так что объективно эти обобщения судов кассационной инстанции весьма полезны.

Что касается придания им обязательной силы, то и наши разъяснения - разъяснения ВАС РФ - обязательной силы не имеют, а носят лишь рекомендательный характер. Это не норма закона, а некий результат рассмотрения отдельных дел. Рассматривая отдельные дела, каждое из которых индивидуально, имеет свои особенности, мы не можем придать обобщениям практики какую-то законную, легальную обязательность. Сделав иначе, мы тем самым подменили бы собой законодателя. Отсутствие легальной законной обязательности, тем не менее, не означает, что эти обобщения лишены должного авторитета, поскольку они подготовлены соответствующим судом, учитывают всю систему сложившейся практики, все позиции по делу и, таким образом, могут обеспечивать единство правоприменения. Обязательную силу им придавать не надо, но надо стараться, чтобы они были авторитетными с точки зрения объема, серьезности и глубины проведенных обобщений.

Когда, по вашему мнению, в России будет активно использоваться прецедентное право? Ведь это прямой путь к обеспечению единства судебной практики.

У прецедентного права есть много противников и сторонников. Прецедент, конечно, формирует практику. Причем это, если так можно выразиться, самый быстрый процессуальный способ обеспечения единства, потому что решение принимается уже по конкретному делу и все дела в последующем решаются в соответствии с этим прецедентом.

Что такое внедрение прецедента применительно к деятельности российских арбитражных судов? Видимо, это признание возможности применять те или иные постановления Президиума ВАС РФ при рассмотрении других дел. Здесь, правда, тоже есть немало проблем. Все-таки решение Президиума ВАС РФ было вынесено по конкретному делу, то есть основано на тех доказательствах, которые в нем были собраны.

В наших условиях, когда Президиум не пересматривает дело целиком, по сути его постановление сводится к толкованию соответствующих норм закона, исходя из того, что обстоятельства дела уже доказаны и не проверяются. В этом смысле постановление нашего Президиума не совсем похоже на прецедент по конкретному делу, хотя здесь грань очень зыбкая. Но формально постановление Президиума сейчас не является основанием для решения аналогичных дел. Те ссылки, которые имеются в наших постановлениях и других судебных актах на состоявшееся постановление Президиума, это не ссылки на закон, они не тождественны ссылкам на закон. Ведь закон подлежит применению во всех случаях, а суд не может положить одно лишь наше постановление Президиума в основу решения по конкретному делу. Он должен опираться на закон. Хотя, конечно, здесь все-таки есть некая доля лукавства. И мне кажется, что грань между прецедентом и постановлением Президиума часто найти очень трудно, но пока что формально эту грань нужно проводить.

Иногда при помощи несовершенного законодательства о банкротстве ведется передел собственности. Вами было высказано мнение о необходимости единообразного подхода судей к подобным вопросам. Ведется ли какая-либо работа в этом направлении?

Мы непрерывно ведем мониторинг судебной практики по делам о банкротстве. Банкротство субъектов хозяйственной деятельности нередко влечет за собой отрицательные социально-экономические последствия. Имея в виду это обстоятельство, ВАС РФ уделяет большое внимание анализу судебной практики по делам о несостоятельности (банкротстве). Так, Пленум ВАС РФ принял Постановление от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". За последний год Президиум ВАС РФ направил арбитражным судам шесть информационных писем, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы применения законодательства о банкротстве. Можно, к примеру, назвать информационное письмо от 30.12.2004 N 88 "О некоторых вопросах, связанных с утверждением и отстранением арбитражных управляющих".

Каким образом будет продолжена работа по обеспечению единообразия судебной практики между судами арбитражными и общей юрисдикции?

У нас есть несколько спорных вопросов по применению тех или иных норм, которые нам хотелось бы согласовать с судами общей юрисдикции. В этом смысле мне кажется правильным то предложение, которое мы сделали Верховному Суду Российской Федерации, - создать постоянно действующую рабочую группу, которая занималась бы вопросами гармонизации нашей судебной практики по гражданским делам и подготовкой совместных постановлений пленумов по этим вопросам. Если нам удастся создать такую рабочую группу, то есть шансы, что мы сможем возникающие противоречия оперативно устранять.

Почему на практике арбитражные суды не обязывают государственные органы и органы местного самоуправления оплачивать государственную пошлину, согласно п. 12 ст. 333.21 НК РФ, при их обращении с апелляционными и кассационными жалобам?

Уплата государственной пошлины с 1 января 2005 г. регулируется новым актом - главой 25.3 НК РФ. В связи с этим необходимо вырабатывать практику применения данной главы. ВАС РФ, в целях разъяснения судам отдельных положений норм НК РФ о государственной пошлине, издал в мае этого года Информационное письмо "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

В п. 20 письма по вопросу уплаты государственной пошлины государственными органами и органами местного самоуправления судам дано разъяснение о том, что при применении данного положения НК РФ следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом. Вместе с тем нужно сказать, что по поставленному вопросу в практике арбитражных судов нет единства, что вызвано в немалой степени противоречивостью самого Налогового кодекса (например, есть противоречие между п. 1 ст. 333.37 и п. 5 ст. 333.40 НК РФ). Считаю, что данный вопрос будет однозначно решен Президиумом ВАС РФ при рассмотрении конкретного дела в порядке надзора.

Полный текст интервью


ВОПРОСЫ/ОТВЕТЫ

Необходимо определить общее количество рабочего времени (в часах) во 2-м полугодии 2005 года при 40-часовой рабочей неделе. Подскажите, как найти эту информацию в КонсультантПлюс.

Эта информация содержится в Производственном календаре. Найти его можно через Стартовое окно (пункт "Справочная информация") либо во вкладке "Справочная информация", размещенной в Карточке поиска системы. Попав в раздел "Справочная информация", найдем рубрику "Календари" и щелкнем мышью по ссылке "Производственный календарь". В построенном списке откроем документ "Производственный календарь на 2005 год". В нем присутствует вся необходимая информация по количеству рабочего времени в 2005 году с разбивкой по месяцам, кварталам, полугодиям и за год.

Производственный календарь можно быстро скопировать в MS-Word, нажав соответствующую кнопку w в начале документа.

В систему КонсультантПлюс помещено письмо ФНС РФ от 26.10.2004 N 09-0-10/4223 "К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц". Письмо подписано наименованием подразделения ФНС РФ ("Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России"). Правильно ли это, является ли это письмо официальным документом?

Это письмо является официальным документом, но, как и все письма различных ведомств, не является нормативным правовым актом, устанавливающим права и обязанности граждан и организаций; оно излагает содержание нормативных правовых актов и мнение ФНС РФ об их смысле. Форма подобного рода документов произвольно определяется ведомством, издающим их. На них не распространяются требования "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (см. пункты 2 и 9), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

Отвечали: Н. Загренчук, С. Кашкин


НОВОЕ В СИСТЕМЕ     

Календарь бухгалтера за последние три года

Начиная с августа 2005 г. пользователям КонсультантПлюс будут доступны Календари бухгалтера за все кварталы последних трех лет, и они смогут работать с полной информацией о датах уплаты налогов и сдачи отчетности за прошедшие отчетные периоды.

До сих пор в системе КонсультантПлюс хранились Календари бухгалтера за два квартала - предыдущий и текущий. Однако, как показала практика, информация из Календарей бухгалтера за предыдущие периоды представляет большой интерес для многих специалистов. Ее используют, например, аудиторы при проверке правильности и своевременности уплаты налогов и сборов организациями в истекших налоговых периодах. Бухгалтеры обращаются к этой информации для составления уточненных расчетов за прошлые периоды или, когда деятельность организации проверяет налоговая инспекция (она может проверить любой период за три истекших года).

В Календаре просто и ясно изложена информация о сроках уплаты и представления деклараций, отчетов и сведений по налогам, сборам и платежам, установленным федеральным законодательством. Также в нем есть информация о сроках подачи форм федерального статистического наблюдения. Календарь рассчитан на организации, использующие при ведении учета Общий план счетов бухгалтерского учета и применяющие общий или специальный режим налогообложения.

Календарь входит в раздел "Справочная информация", в который можно попасть либо по ссылке через Стартовое окно, либо через Карточку поиска - для этого выберем вкладку "Справочная информация".

Календарь бухгалтера выпускается ежеквартально и вводится в систему за десять дней до начала очередного квартала. Начинается он с цифрового календаря, в котором выделены цветом даты, соответствующие последнему установленному сроку представления расчетов, отчетов или уплаты налога. Щелкнув мышью по такой дате, можно ознакомиться с соответствующими этому дню событиями, связанными с выполнением организациями своих обязанностей (уплата налога, представление расчета и т. д.) (см. рис. 1 и 2).

Календарь представлен в удобной форме и содержит всю информацию, позволяющую налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам определять, какие налоги (сборы, взносы) они должны платить, когда, за какой период и в каком размере, какую представлять отчетность, когда и как ее заполнять. Эти данные сведены в таблицы, размещаемые под описанием того, что налогоплательщики должны представить или уплатить. В таблицах есть ссылки на нормативные документы, с помощью которых можно перейти в их тексты и получить подробную информацию об уплате налога или по составлению отчетности. Кроме того, Календарь снабжен оглавлением, в котором по дням месяца кратко перечислены обязанности организаций по уплате налогов и представлению отчетности.

Приложение БухгалтерскиеИздания

В банк Приложение БухгалтерскиеИздания раздела "Финансовые консультации" включены 4 новых журнала издательства "Советник бухгалтера": "Советник бухгалтера" (выходит ежемесячно); "Советник бухгалтера в здравоохранении" (выходит 8 раз в год); "Советник бухгалтера в сфере образования и науки" (выходит 6 раз в год); "Советник бухгалтера социальной сферы" (выходит ежемесячно).

Чтобы найти материалы данных журналов, воспользуемся полем "Источник публикации" и выберем соответствующие значения:

  • "Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 1;
  • "Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 2.

КомментарииЗаконодательства

В раздел "Комментарии законодательства" включен "Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации" (постатейный) (отв. редакторы д.ю.н. А.М. Куренной, д.ю.н. С.П. Маврин, д.ю.н. Е.Б. Хохлов) (Юристъ, 2005, 1261 стр.). Материал подготовлен ведущими специалистами в области трудового права на основе анализа новейшего законодательства и судебной практики по применению норм ТК РФ.

Чтобы найти Комментарий:

  • в поле "Автор" выберем: КУРЕННОЙ А.М.;
  • в поле "Название документа" укажем: ТРУД*.

В полученном списке искомый документ будет первым.

Карина Петросян, Евгения Каширская, Ольга Михалёва


 

ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТА. Тарифы, нормы, сроки

Сергей КашкинСергей Кашкин,
ведущий юрист-аналитик Правового аналитического центра

 

 

Федеральный закон от 30.12.2004 N 211-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и в статьи Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вносившие изменения в Закон N 41-ФЗ. Как объяснить, что статьи Закона N 211-ФЗ, вносящие изменения в Закон N 41-ФЗ и в Закон N 122-ФЗ, вступают в силу в разное время? Эти изменения касаются одних и тех же правовых норм, не допустил ли законодатель "нестыковку"?

"Нестыковки" в данном случае нет. Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 30.12.2004 N 211-ФЗ не только отменил определенные права органов местного самоуправления по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию, но и предоставил новые права по установлению тех же тарифов. Статьи Закона N 211-ФЗ, отменившие права органов местного самоуправления, уже вступили в силу, а предоставившие новые права вступят в силу несколько позднее.

Конкретно изменения состоят в следующем:

а) cо 2 января 2005 г. вступили в силу нормы Закона N 211-ФЗ (пункт 1, абзацы первый и второй пункта 2 статьи 3, статья 4), отменяющие право органов местного самоуправления устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую и предоставляемую, в том числе населению, муниципальными предприятиями;

б) с 1 января 2006 г. вступает в силу норма Закона N 211-ФЗ (абзацы третий и четвертый пункта 2 статьи 3), установившая право органов местного самоуправления устанавливать надбавки к тарифам на электрическую и тепловую энергию и к тарифам на "товары и услуги" энергоснабжающих организаций, а также право устанавливать тарифы этих организаций на подключение;

в) с 1 июня 2008 г. вступает в силу норма Закона N 211-ФЗ (абзац пятый пункта 2 статьи 3), в соответствии с которой стоимость электрической и тепловой энергии для потребителей, с учетом установленных органами местного самоуправления тарифов и надбавок, может превышать предельные уровни тарифов, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: