N 1 (76) ЯНВАРЬ 2002

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Информационное наполнение системы КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение

Раздел "ПрезидентПравительство"

 Светлана Теленева, старший юрисконсульт проекта КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение

Светлана Теленева,
старший юрисконсульт проекта КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение

Информационный правовой комплекс (ИПК) КонсультантПлюс:Эксперт является крупнейшим собранием правовых актов федерального уровня. Он состоит из двух взаимосвязанных систем: КонсультантПлюс:ВерсияПроф и КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение. Напомним, что система "ВерсияПроф" распространяется самостоятельно. Что касается системы "ЭкспертПриложение", то ее можно получить только в комплекте с "ВерсиейПроф". Общее количество документов в ИПК КонсультантПлюс:Эксперт - около 132000, причем более 70% находятся в системе "ЭкспертПриложение", которая состоит из двух разделов: "ПрезидентПравительство" и "Ведомства".

Безусловно, использование такого огромного массива правовых актов зачастую вызывает вопросы пользователей о принципах включения документов в систему "ЭкспертПриложение". Чтобы помочь лучше ориентироваться в этом море информации, данной статьей мы открываем серию публикаций, посвященных информационному наполнению, а также специфике отображения информации в системе "ЭкспертПриложение".

В этом номере рассмотрим информационное наполнение раздела "ПрезидентПравительство".

Принципы отбора документов

Особенностью информационного наполнения раздела "ПрезидентПравительство" является отсутствие отбора как такового, другими словами, в данный раздел включаются все без исключения правовые акты органов исполнительной и законодательной власти: указы, послания, постановления, распоряжения Президента РФ и вице-президента, постановления и распоряжения Правительства РФ, Совета Министров РСФСР и РФ, а также документы Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ, Федерального Собрания, отвечающие следующим формальным признакам "четырех не":

  • они не включены в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф (включение документа одновременно в системы "ВерсияПроф" и "ЭкспертПриложение" не допускается, так как эти системы не должны пересекаться по массиву документов);
  • они не имеют грифа ограниченного доступа (то есть грифа "секретно", "для служебного пользования" и пр.);
  • они изданы не ранее 01.07.1991 (документы, принятые до 1 июля 1991 г., включаются в специализированную систему "ДокументыСССР", которая не пересекается с ИПК КонсультантПлюс:Эксперт);
  • они не являются документами органов власти СССР (документы органов власти СССР, принятые позже 1 июля 1991 г., также включаются в специализированную систему "ДокументыСССР").

Документы органов исполнительной власти

Документы перечисленных органов исполнительной власти, входящие в раздел "ПрезидентПравительство", в основном решают вопросы, затрагивающие полномочия субъектов федерации, деятельность конкретных регионов, отраслей экономики, предприятий, вопросы персонального характера, а также некоторые вопросы международных отношений. Рассмотрим основные группы документов.

Документы о деятельности конкретных регионов, отраслей экономики, предприятий финансирования

В разделе "ПрезидентПравительство" полно представлены, например, следующие документы:

  • договоры и соглашения о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и субъектами федерации (например, договор от 20.05.1998 "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл") (рис. 1);
  • акты о финансировании работ по устранению последствий стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, террористических актов в отдельных субъектах федерации, городах и т.д. (например, распоряжение Правительства РФ от 23.09.1999 N 1503-р <О мерах по ликвидации последствий террористического акта в г. Волгодонске>);
  • акты о передаче конкретных объектов государственной собственности федерального уровня в собственность субъектов федерации и муниципальную собственность, о создании конкретных акционерных обществ и назначении в них представителей государства (например, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 17.02.1993 N 138 "Об учреждении Российского акционерного общества "Газпром"" вместе с Уставом);
  • акты о приватизации конкретных предприятий (например, распоряжение Правительства РФ от 25.07.2000 N 1024-р <О перечне предприятий железнодорожного транспорта, преобразуемых в ОАО>).

Документы о перспективном развитии территорий, отраслей экономики, социальных слоев общества и другие

Раздел содержит целевые программы, в которых освещаются вопросы перспективного развития территорий, отраслей экономики, социальных слоев общества (например, Указ Президента от 06.05.2000 N 821 "О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области" вместе с программой развития города, постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1015 "О Федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)"", постановление Правительства РФ от 22.02.2000 N 149 "О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы".

Указы Президента РФ, регулирующие вопросы награждения государственными наградами и пр.

В разделе "ПрезидентПравительство" также широко представлены указы Президента РФ и акты Правительства РФ, регулирующие вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий, а также о награждениях и поощрениях конкретных граждан и коллективов (например, Указ Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" (рис. 2).

Документы персонального характера

Уникальной по полноте подборки является группа документов персонального характера. Кроме упомянутых актов о награждениях, в разделе имеются все персональные указы Президента РФ о приеме в гражданство (выходе из гражданства) Российской Федерации, решения Президента РФ и Правительства РФ по кадровым вопросам (назначение и увольнение госслужащих, присвоение классных чинов, квалификационных разрядов, дипломатических рангов и т.п.).

Документы законодательных органов

В эту группу документов входят практически все правовые акты законодательных органов власти Российской Федерации: Федерального Собрания, Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, то есть в раздел вводятся все постановления этих органов, а также представляющие интерес для пользователя другие документы (распоряжения, обращения, заявления).

Документы, связанные с законотворчеством

Традиционный интерес наших пользователей вызывают документы, связанные с законотворчеством. В первую очередь это, конечно, законопроекты.

Раздел "ПрезидентПравительство" содержит проекты федеральных законов (законопроекты), принятые в первом и третьем чтении. В Справке о документе мы указываем его "историю" (принятие во втором и третьем чтении Госдумой, одобрение или отклонение Советом Федерации, подписание или возвращение Президентом РФ). Таким образом, пользователи получают информацию от момента принятия законопроекта в первом чтении до момента, когда проект превращается в закон и появляется в системе КонсультантПлюс:ВерсияПроф.

Иные документы Федерального Собрания

Помимо законопроектов в раздел влючаются также иные документы Федерального Собрания. Это обращения, парламентские запросы, документы по организационным вопросам (например, о составах комиссий, о планах законопроектной работы, о подтверждении полномочий депутатов и членов Совета Федерации).

В рамках одной статьи невозможно осветить все группы документов раздела "ПрезидентПравительство". Так, достаточно большой (и вполне обоснованный) интерес у наших пользователей вызывают документы, регламентирующие деятельность органов власти. Это, например, регламенты Правительства РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, также включенные в данный раздел.

Довольно обособленной (в связи с изменившимся законодательством) является группа актов Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

В следующей статье мы расскажем о разделе "Ведомства", особенностью которого являются более сложные принципы отбора документов.


Слово профессионалу

Беседа с доктором юридических наук А.М. Куренным

Александр Михайлович Куренной - профессор, доктор юридических наук, декан факультета государственной службы, заведующий кафедрой государственного управления и права Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
А.М. Куренной

Александр Михайлович Куренной - профессор, доктор юридических наук, декан факультета государственной службы, заведующий кафедрой государственного управления и права Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, один из учредителей юридической фирмы "Юкон ЛТД". Сотрудничает со многими министерствами, ведомствами и фирмами в оказании им услуг в сфере юридического консалтинга и обучения (Минтруд РФ, МПС РФ, "Алмазы Саха-Якутия", "АвтоВАЗ", "Эрнст энд Янг", "ВР", "Норильский никель", Представительство Баварии в Москве, Союз немецкой экономики, "ЕМТЕК Магнетикс", "Пепси Кола" и др.).

А.М. Куренной специализируется в области трудового права и правовой среды бизнеса. Является одним из ведущих специалистов Российской Федерации в области трудового права. Автор более 50 научных работ, шести персональных монографий, статей в ведущих юридических журналах. Член диссертационного совета на юридическом факультете МГУ, эксперт Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы, Правительства РФ, ряда министерств и ведомств. Входит в состав рабочей группы по разработке трудового законодательства Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы. Является членом Международной ассоциации юристов, работающих в бизнесе.

С 1997 г. - член Научного совета АО "Консультант Плюс", принимал активное участие в разработке классификатора правовых актов РФ в качестве эксперта (раздел "Трудоустройство и занятость населения. Труд"). Постоянно сотрудничает с КонсультантПлюс как автор материалов системы КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства.

 Марина Крапивина, редактор бюллетеня КонсультантПлюс

Марина Крапивина,
редактор бюллетеня КонсультантПлюс

Уважаемые читатели, мы открываем в нашем бюллетене новую рубрику, в которой будем знакомить вас с мнением профессионалов в области права, экономики, финансов о работе с правовой информацией в системах КонсультантПлюс.

В этом номере мы публикуем интервью с доктором юридических наук Александром Михайловичем Куренным.

Александр Михайлович, Ваша деятельность тесно связана с изучением законодательства Российской Федерации. Какой способ получения правовой информации для Вас наиболее удобен: бумажные СМИ, радио, телевидение, справочные правовые системы, Интернет?

Безусловно, на первом месте стоят справочные правовые системы (СПС). Из СМИ (например, из газет, по телевидению, радио) я получаю лишь оперативную информацию, типа: "Сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении Земельный кодекс РФ". Интернет пока для физического лица стоит немалых денег, и мне удобнее всего работать с СПС, находящимися на моем компьютере. Значительное место в домашней библиотеке занимают выпуски еженедельного официального издания - "Собрания законодательства РФ". Надо отметить, что в таком виде информация еще, видимо, долгое время будет храниться юристами-практиками. Во-первых, по привычке, во-вторых, из опасения, а вдруг домашний компьютер "полетит", в-третьих, потому, что суды пока еще с определенным недоверием относятся к распечатке материалов на принтере и требуют предъявления "официального источника". Что же касается научной и практической работы, то здесь СПС просто незаменимы!

Как системы помогают в Вашей работе? Стала ли она эффективнее с использованием СПС КонсультантПлюс?

Сегодня я просто не представляю своей работы без практически ежедневного обращения к правовым базам СПС. Я использую почти все базы, входящие в семейство КонсультантПлюс: "ВерсияПроф", "ЭкспертПриложение", "МоскваПроф", "МеждународноеПраво", "СудебнаяПрактика", "КомментарииЗаконодательства", "ДокументыСССР", "РегиональноеЗаконодательство", "ДеловыеБумаги".

Каждый четверг, получив новую порцию информации, я обязательно сначала просматриваю справку о новых актах, помещенных в системе, - просто для того, чтобы ориентироваться в постоянно идущем процессе нормотворчества. А когда мне приходится ехать в командировку, я непременно обращаюсь к базе по региональному законодательству России.

СПС очень помогают мне как преподавателю в лекционной работе. Например, на лекции, посвященной состоянию и перспективам развития российской правовой системы, я информирую слушателей об актах, принимаемых различными министерствами и ведомствами, и привожу статистику. Эту информацию я, естественно, получаю из СПС. Или во время лекций я часто использую различного рода схемы, и их наполнению также способствует СПС.

А как юрист-практик, решая тот или иной конфликт, обязательно просматриваю "прецеденты" (примеры рассмотрения судами аналогичных дел) из "СудебнойПрактики".

Не секрет, что обычно много времени уходит на поиск информации. Какими возможностями Вы пользуетесь при поиске чаще всего?

Системы во многом решают проблему поиска информации. Я уверен, что всегда найду необходимый массив актов и те конкретные акты, которые мне понадобятся (даже если на момент начала работы я не подозреваю об их существовании).

Для этого я часто использую тематический рубрикатор, который составлен весьма удачно и позволяет осуществлять поиск документов в любых вариантах или в их комбинации. Весьма удобен полнотекстовый поиск документов и возможность сохранять их в своей "электронной библиотеке" (в папках) в соответствии со своим пониманием той или иной проблемы или с задачами, стоящими передо мной при решении конкретного дела. Это очень помогает мне при написании собственных комментариев, статей и т.п.

На какие решения разработчиков систем Вы, как пользователь, полагаетесь, а какие решения принимаете самостоятельно?

Комментарии специалистов, осуществляющих юридическую обработку информации, безусловно, полезны уже сами по себе. Но у нас говорят: "Где два юриста, там три мнения". И это близко к истине. Вместе с тем существующие мнения полезно знать - иногда это предостерегает от ошибок, иногда дает дополнительные аргументы в пользу твоей собственной позиции, иногда показывает, как не надо поступать. Я полагаюсь прежде всего на профессионализм юристов КонсультантПлюс, который возрастает с годами.

В то же время, окончательное решение я принимаю самостоятельно, ибо все-таки система является, прежде всего, именно информационно-поисковой и справочной, а не экспертной. Экспертом всегда остается человек - специалист в своей области.

В связи с этим каков, на Ваш взгляд, необходимый уровень юридической обработки включаемой правовой информации?

Та дополнительная информация, предоставляемая пользователям, о которой Вы спрашиваете, архиважна для них! Поэтому безусловным достоинством системы является не только возможность осуществления гипертекстового перехода, но и система обратных (перекрестных) ссылок и примечаний, которые готовят специалисты СПС. Ссылки и примечания помогают внимательнее посмотреть на нюансы правового регулирования.

Юристу-практику крайне важно иметь дело с "контрольной" версией документа (то есть с его последней версией - редакцией). При этом он должен четко знать, когда были внесены те или иные изменения, поскольку от этого зависят иногда и результаты конкретного дела. Система КонсультантПлюс эти возможности предоставляет в полной мере.

Например, я, как юрист-практик, веду арбитражное дело, которое длится уже пять лет. Естественно, за это время законодательство изменилось, какие-то нормы утратили силу, какие-то были изменены и т.д., но дело в том, что суды принимают во внимание те нормы, которые были актуальны на тот момент, когда произошел судебный случай (пяти-, трех-, двухлетней давности), а система предоставляет возможность ознакомиться со всеми редакциями, накопившимися за это время. Таким образом, у меня есть возможность проследить юридическую судьбу того или иного акта и использовать актуальный на тот момент документ. В этом, безусловно, огромная заслуга специалистов КонсультантПлюс, которые уже проделали эту работу за меня как пользователя и сэкономили в результате мое время.

Итак, благодаря юридической обработке документов, включаемых в системы, специалист освобождается от отнимающей много времени работы по собственной "кодификации" законодательства, по поддержанию имеющегося материала в контрольном состоянии. А выполняя эту техническую работу самостоятельно, юрист вполне может ошибиться, поскольку практически невозможно самому отследить все изменения. К тому же, как говорил Козьма Прутков, "специалист подобен флюсу", и чем выше уровень специалиста, тем "глубже" он уходит в круг своих проблем и тем больше у него вероятность ошибки, когда он обращается к смежным отраслям права. Системы решают за него эту проблему и повышают эффективность работы юриста в разы!

Насколько, на Ваш взгляд, полезно сотрудничество разработчиков СПС с учеными и специалистами?

Для всех нас, специалистов-практиков и разработчиков систем, такое сотрудничество взаимовыгодно. Специалисты-практики зачастую выступают как эксперты систем и дают советы по их совершенствованию. Я тоже всегда готов к сотрудничеству. Так, например, в свое время я предложил в "Источниках публикаций" указывать не только "Российскую газету" (ведь газеты долго не живут), но и "Собрание законодательства".

А в целом, если вспомнить о предпосылках такого сотрудничества, хочется отметить, что информационно-правовые поисковые системы появились в очень нужное время, когда советское и российское законодательство стало стремительно изменяться как по содержанию, так и по объему. На рубеже 90-х годов на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова была предпринята попытка разработать что-то подобное (в том числе и попытка снабдить поисковым аппаратом комментарии к законодательству). Я принимал участие в этой работе и сразу осознал ее огромную практическую пользу для юристов и вообще для потребителей правовой информации.

Однако тогда же стало очевидным, что это не под силу небольшой группе специалистов, основная работа которых преподавание, научная работа и консалтинг. Поэтому, когда появились первые профессиональные СПС (в том числе и КонсультантПлюс), были установлены взаимные контакты между специалистами и разработчиками.

Надо отметить, что КонсультантПлюс был первым из разработчиков, который осознал необходимость привлечения к своей работе специалистов-экспертов высокого уровня, а также создал такое направление своей деятельности, как поддержка российских ученых и учебных заведений. Таким образом, компании "Консультант Плюс" удалось создать достаточно мощный Научный совет, сотрудничество с которым, безусловно, позволило выиграть компании конкурс на разработку классификатора, ставшего впоследствии основой классификатора, утвержденного Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511.


Новое в системах: Изменения в системах по федеральному законодательству

Включение Списка измененных документов

 Свтлана Моисеева, руководитель отдела КонсультантПлюс:ВерсияПроф

Светлана Моисеева,
руководитель отдела КонсультантПлюс:ВерсияПроф

По просьбам пользователей с конца 2001 г. информация об изменениях документов, введенных в системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф, КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство, в раздел НормативныеДокументы системы КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф и систему КонсультантПлюс:НалогиБухучет, дополнительно помещается в виде специального Списка измененных документов (в Список включаются названия документов). Данный Список предоставит дополнительную возможность быстро ознакомиться с документами, включенными в системы с учетом внесенных в них текстуальных и нетекстуальных изменений.

В Списке будет сохраняться информация об измененных документах за последние четыре недели. Периодичность обновления Списка - еженедельная, по понедельникам. По аналогии с Обзором "КонсультантПлюс: новое в российском законодательстве" названия в тексте Списка измененных документов выделены гипертекстовыми ссылками, по которым можно сразу перейти в текст измененного документа, включенного в конкретную систему.

Чтобы найти Список, надо выбрать значение "Список измененных документов" в поле "Вид документа" либо в поле "Тематика" (раздел "Справочная информация"). В результате такого поиска будет найден только один искомый документ.


Изменения в разделе "Справочная информация"

 Алексей Зюляев, руководитель отдела маркетинга

Алексей Зюляев,
руководитель отдела маркетинга

 

С декабря 2001 г. в разделе "Справочная информация" тематического рубрикатора была изменена структура.

Изменение структуры раздела позволяет должным образом упорядочить и систематизировать включенные материалы, с тем чтобы к этой информации обеспечивался быстрый доступ.

Новая структура раздела - двухуровневая. Основные информационные блоки выделены и представлены в виде рубрик первого уровня: "Справочная экономическая информация", "Справочная юридическая информация", "Обзоры правовой информации", "Список измененных документов", "Формы в MS-Word и MS-Excel", в которые переносятся соответствующие материалы.

В раздел включены материалы справочного характера, которые ранее не были в него включены: "Обзор КонсультантПлюс: новое в российском законодательстве", "КонсультантПлюс: список измененных документов", "Анонс журнала "Главная книга".

Произведено незначительное перераспределение отдельных документов между рубриками первого уровня.

В перспективе, в рамках развития "Справочной информации" в СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф возможно расширение раздела.


КОРОТКО

В декабре в Москве, в отеле "Балчуг Кемпински", состоялась презентация нового некоммерческого проекта компании "Консультант Плюс" - "Библиотека копий официальных публикаций правовых актов", реализованного совместно с издательством "Юридическая литература". Новый банк содержит копии официальных публикаций и выставлен в бесплатном свободном доступе на интернет-сервере компании www.consultant.ru.

В декабре состоялся Конгресс бухгалтеров и аудиторов России "Учет, налоги и аудит'2001". АО "Консультант Плюс" - один из информационных спонсоров Конгресса. В рамках Конгресса были подведены итоги конкурса на звание "Лучший бухгалтер России'2001", и 60 победителей были награждены ценными подарками от КонсультантПлюс.

В декабре началось распространение регионального выпуска по законодательству Камчатской области. Теперь в систему КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство входят базы данных по законодательству 78 (из 89) субъектов РФ.

Информацию предоставили: Е. Гурова, М. Королева, А. Рыбко


Вопросы/ответы

Откуда берутся документы, представленные в ваших системах?

Для того чтобы обеспечить наших пользователей полной и надежной информацией, компания "Консультант Плюс" реализует программу широкомасштабного информационного сотрудничества с органами власти и управления Российской Федерации. В рамках этой программы заключены прямые договоры об информационном обмене, согласно которым принятые документы незамедлительно передаются для включения в системы КонсультантПлюс.

Ознакомиться с перечнем органов власти, с которыми заключены прямые договоры, Вы можете в системах, выбрав в меню "Помощь" пункт "Новости" и далее ссылку "Сотрудничество с органами власти", либо на сервере компании. Кроме того, Вы можете ознакомиться с копиями этих договоров. Для этого обратитесь в обслуживающий Вас региональный информационный центр.

Отвечал: А. Рыбко


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: