Главная

N 9 (72) СЕНТЯБРЬ 2001

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

КонсультантБухгалтер: прямой доступ к уникальной информации

Батыр Тохтамуратов, заместитель генерального директора компании "Консультант Плюс", руководитель проекта КонсультантБухгалтер Батыр Тохтамуратов,
заместитель генерального директора компании "Консультант Плюс", руководитель проекта КонсультантБухгалтер

Первая компьютерная справочная система, разработанная специально для бухгалтера, появилась в России в 1994 году. Эта система - КонсультантБухгалтер - была создана специалистами компании "Консультант Плюс" в ответ на пожелания российских бухгалтеров. С выходом системы у них появились под рукой не только необходимые нормативные документы, но и разъяснения по применению этих документов в практике бухгалтерского учета и налогообложения.

Сегодня система включает свыше 19 000 разъяснительных материалов. Очень важно подчеркнуть, что 5000 из них являются эксклюзивными. Они опубликованы только в системе и исключительные права на них принадлежат компании "Консультант Плюс".

Важнейшими отличиями материалов системы являются:

  • актуальность и важность рассматриваемых тем и вопросов;
  • высококвалифицированные авторы: сотрудники государственных органов и независимые эксперты по налогообложению и бухучету;
  • строжайшие критерии отбора и подготовки материалов;
  • ориентация всей информации на запросы и потребности пользователей.

С системой КонсультантБухгалтер работают сотни тысяч бухгалтеров, аудиторов, налоговых инспекторов и юристов. Ее информацией пользуются аудиторские фирмы и государственные органы. Материалы из системы публикуют более 30 специализированных средств массовой информации. Это не только большое признание, но и большая ответственность. Поэтому мы всегда стремимся предоставлять нашим пользователям наиболее полную и качественную информацию.

Вопросы и потребности пользователей определяют наполнение системы

Еще при разработке системы было заложено самое главное требование к качеству информации. Оно заключается в том, что система должна включать консультации и разъяснения именно по таким темам, которые больше всего интересуют наших пользователей.

Поскольку сервисное обслуживание систем КонсультантПлюс предполагает регулярное личное общение с пользователями, в нашем распоряжении имеется отличный канал получения информации. Поддерживаемая таким образом обратная связь позволяет нам выявлять и обобщать наиболее важные темы и вопросы. Сегодня 300 сервисных центров Сети КонсультантПлюс, работающих в 150 городах страны, передают нам мнения и пожелания бухгалтеров из всех регионов России.

Кроме того, предложения по актуальным темам выдвигают и наши авторы. Многие из них - ведущие специалисты государственных органов, в первую очередь таких важнейших для бухгалтера ведомств, как Минфин и МНС России. По роду деятельности они ежедневно отвечают на запросы предприятий, участвуют в подготовке новых нормативных актов и отлично представляют наиболее важные для всех бухгалтеров темы и вопросы.

Хорошо зная потребности предприятий и получая информацию от наших авторов, мы можем наполнять систему консультациями и разъяснениями по самым серьезным и важным проблемам.

Таким образом, за годы работы над системой удалось сформировать уникальный массив консультационной информации. Этот массив охватывает практически все представляющие интерес для пользователей вопросы налогообложения и бухгалтерского учета.

Эксклюзивная информация - важнейшее достоинство системы

В своем развитии система КонсультантБухгалтер прошла несколько этапов. Сначала, когда система только создавалась, мы включали в нее материалы из других средств массовой информации. Но скоро стало понятно, что такой способ наполнения системы не позволяет в полной мере удовлетворять потребности наших пользователей. Когда информация передается в систему "не из первых рук", нет возможности оперативно наполнять систему новыми разъяснениями. Ведь в этом случае передача материалов происходит уже после их опубликования и, как правило, с очень большой задержкой. Кроме того, "чужие" материалы трудно привести в удобную для представления в электронном виде форму. Но главный же недостаток состоял в том, что без непосредственной работы с авторами невозможно было целенаправленно влиять на содержание всей информации в системе и быстро откликаться на пожелания пользователей. Поэтому мы решили напрямую работать с квалифицированными авторами, которые готовили бы материалы специально для системы.

Благодаря налаженному за много лет информационному сотрудничеству с органами власти России (практически все из них работают с системами КонсультантПлюс), мы стали обращаться к профессионалам из МНС, Минфина РФ, других государственных органов. Это специалисты тех министерств и ведомств, чье мнение очень важно знать бухгалтеру, чьи нормативные документы и методические рекомендации он использует. Часто их материалы отражают не только мнение авторов, но и точку зрения тех ведомств и организаций, которые они представляют.

Кроме того, развивалось сотрудничество и с независимыми экспертами: аудиторами, юристами, имеющими большой опыт в практическом применении законодательства. В результате в системе представлено как мнение разработчиков нормативных документов, так и точка зрения практиков, которые применяют эти документы в своей ежедневной деятельности.

Всего к работе над системой было привлечено более 300 авторов. Каждый из них специализируется в определенной области бухгалтерского учета и налогообложения. Поэтому на каждый вопрос отвечает именно тот автор, который давно изучает эту проблему и может подготовить наиболее квалифицированный ответ.

Также, кроме собственно авторских материалов, в системе представлено много официальных писем и разъяснений государственных органов - Минфина, МНС России и других.

Сейчас наступил новый этап в развитии системы КонсультантБухгалтер. Работа с авторами переросла в постоянное сотрудничество. И это сотрудничество достигло такого уровня, когда большинство консультаций и разъяснений стало готовиться исключительно для системы КонсультантБухгалтер. Авторы стремятся разместить свои материалы в системе потому, что считают важным быстро и напрямую донести свое мнение по той или иной проблеме до пользователей системы КонсультантБухгалтер, которые представляют значительную, наиболее устойчивую и, одновременно, динамично развивающуюся часть российской экономики.

Так система стала пополняться уникальными материалами. И теперь до 80% всех новых авторских материалов являются эксклюзивными и готовятся только для нашей системы.

Строгие стандарты подготовки обеспечивают качество материалов

Для того чтобы организовать непрерывную подготовку новых материалов, обеспечить их высокое качество и наладить непосредственную связь между авторами и пользователями, необходимо было создать собственную команду профессиональных редакторов-экспертов. За несколько лет была сформирована такая экспертная группа. Это - высококвалифицированные специалисты. Большинство из них в недавнем прошлом - бухгалтеры, аудиторы, налоговые инспекторы и налоговые юристы, которые хорошо представляют потребности и проблемы своих пользователей.

Эксперты проекта КонсультантБухгалтер отбирают и обрабатывают поступающие разъяснения, оценивают их актуальность, соответствие выработанным за годы работы самым строгим стандартам:

  • практический интерес для широкого круга пользователей;
  • обоснование авторской аргументации ссылками на конкретные правовые нормы;
  • лаконичное и четкое изложение сути проблемы и путей ее решения;
  • подача информации в удобной форме;
  • отсутствие в системе дублирующих консультаций и разъяснений.

Что такое сегодня КонсультантБухгалтер

За годы работы над системой был отлажен четкий механизм поиска актуальных тем и подготовки квалифицированных консультаций. Фактически, с разработкой системы КонсультантБухгалтер в России было создано электронное специализированное средство массовой информации нового типа, которое имеет более чем сто тысяч постоянных подписчиков - пользователей, обладает широким кругом высокопрофессиональных авторов и экспертов, средствами обратной связи со своей аудиторией.

Система КонсультантБухгалтер зарегистрирована в качестве СМИ. При этом она имеет ряд отличий от "традиционных" средств массовой информации. Важнейшие из них - это возможность хранения практически неограниченного количества документов, быстрый поиск в колоссальном массиве информации, регулярная доставка материалов прямо на рабочее место каждого пользователя в рамках индивидуального сервиса.

Наши пользователи руководствуются материалами системы при ведении бухгалтерского учета, подготовке отчетности и исчислении налогов, с ее помощью отстаивают свои интересы в различных инстанциях. Это говорит о большом доверии, о том, что все материалы КонсультантБухгалтер используются на практике - в реальной работе сотен тысяч пользователей.

Дальнейшие планы по развитию системы

Мы стараемся постоянно развивать систему, предоставлять нашим пользователям новые пласты полезной и важной информации. До 2000 года система включала два больших раздела - НормативныеДокументы и ВопросыОтветы. Год назад, как раз перед принятием нового Плана счетов, в состав системы вошел новый раздел - КорреспонденцияСчетов. Сейчас он включает более 2000 схем учета различных финансово-хозяйственных операций. Так у российских бухгалтеров появилась возможность работать с полной информацией, необходимой на всех этапах работы: от формирования учетной политики до составления бухгалтерской отчетности.

Но это не все. В октябре 2001 года наши пользователи в рамках стандартного сервиса получат новый блок интересной и полезной для всех бухгалтеров информации. Он дополнит уже имеющиеся у них информационные ресурсы, позволит шире взглянуть на многие проблемы бухгалтерского учета и налогообложения. Подробнее об этом мы расскажем в следующем номере.


Служба F1 . Особенности поиска консультационных материалов

  Ольга Солдатова,
ведущий специалист проекта КонсультантБухгалтер

Нередко наши пользователи обращаются к нам с вопросами о том, каким образом можно оптимизировать поиск в справочных системах КонсультантБухгалтер, КонсультантФинансист, КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов, чтобы вероятность найти требуемую консультацию (схему) была максимальной. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с особенностями поиска в указанных системах.

Общие принципы поиска консультаций

Прежде всего, хотим подчеркнуть, что, заполняя Карточку реквизитов, следует руководствоваться знанием соответствующей тематики и здравым смыслом. Не надо стремиться найти сразу одну консультацию, которая дает точный ответ на поставленный вопрос, лучше сделать подборку консультаций, близких по теме. Заполняйте Карточку постепенно, начиная с того поля, в котором Вы наиболее уверены. Принцип поиска - последовательное сужение круга документов, отвечающих запросу. Если Вы увидите, что запросу соответствует порядка 20-30 консультаций, можно прекратить формирование запроса и просмотреть список найденных вопросов. Если Вы не нашли подходящее ключевое слово или рубрику или если, используя их, не удалось сузить круг найденных консультаций, тогда надо дополнительно воспользоваться полем "Словарь (Текст)". Всем пользователям систем, особенно начинающим, рекомендуем какое-то время отвести на то, чтобы изучить списки ключевых слов, рубрик поля "Тематический поиск", понять принципы их составления с целью использования в работе. В дальнейшем это существенно сэкономит Ваше время.

Пример использования полей "Налоги.Взносы.Платежи" и "Выплаты физическим лицам"

Поля "Налоги.Взносы.Платежи" и "Выплаты физическим лицам" представляют собой тематические группы ключевых слов, первая из которых содержит названия обязательных платежей (налогов, сборов, взносов), а вторая посвящена видам выплат физическим лицам.

Рассмотрим пример.

  • В связи с вступлением в силу гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ возникают вопросы по ее применению. В частности, вызывает сложности применение ст.214 Налогового кодекса РФ, предусматривающей особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций.

Указанной статьей Налогового кодекса установлено, что при выплате российской организацией дивидендов физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации засчитывается налог на прибыль, уплаченный организацией с распределяемой в виде дивидендов прибыли. Значит, данная тематика связана с налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль предприятий и затрагивает выплаты физическим лицам в виде дивидендов. Поэтому для поиска консультаций по указанной тематике запрос формируется следующим образом:

  1. В поле "Налоги.Взносы.Платежи" выберем значения "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль предприятий", соединенные логическим условием "И".
  2. В поле "Выплаты физическим лицам" выберем "Доходы.Дивиденды".

В сформированной в результате поиска подборке материалов содержатся разъяснения о том, применим ли установленный ст. 214 порядок зачета налога на прибыль для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, каким образом налог на доходы физических лиц, исчисленный с дивидендов, может быть зачтен суммой налога на прибыль, уплаченного по разным ставкам (30% и 19%), распространяется ли положение ст.214 на дивиденды, выплачиваемые после 01.01.2001 за счет распределения прибыли 1999 г., и другие разъяснения по применению ст. 214 Налогового кодекса. (Подробнее об особенностях тематического поиска консультаций см. бюллетень N7 (70) за 2001г.)

Примеры использования поля "Словарь (Текст)"при осуществлении поиска

Поле "Словарь (Текст)" содержит все слова, встречающиеся в текстах документов (в тексте вопроса и самой консультации), содержащихся в рассматриваемых системах. Это позволяет осуществлять, как и в других системах КонсультантПлюс, полнотекстовый поиск, используя корешок "Словарь" (поиск по тексту со словарем) либо корешок "Сложный поиск" (сложный поиск по тексту).

Данное поле целесообразно использовать, например, когда понятие (объект поиска) может обозначаться только одним словом, именем собственным или термином. Это могут быть названия государств (Кипр, Казахстан, Украина...), экономические термины (аваль, вексель, эмитент...), некоторые названия товаров (хлеб, рыба, мороженое...).

Рассмотрим примеры.

  • Допустим, нам надо найти консультации по вопросам применения регрессивной шкалы по единому социальному налогу. Сначала воспользуемся полем "Налоги.Взносы.Платежи", задав в нем "единый социальный налог (взнос)". Затем в поле "Словарь (Текст)", используя корешок "Словарь", зададим термин "регрессивн*".
  • Если объектом поиска являются консультации, разъясняющие применение соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр, сначала в поле "Тематический поиск" выберем рубрику "Двойное налогообложение". Чтобы существенно сузить круг поиска, откроем корешок "Словарь" и выберем название государства - "Кипр*".
  • Для поиска консультаций, обладателем исключительных прав на которые является АО "Консультант Плюс", откроем корешок "Словарь" и выберем "copyright".

Поле "Словарь (Текст)" также можно использовать для поиска консультаций, разъясняющих применение того или иного нормативного акта или формы учета и отчетности, а также для поиска самих форм учета и отчетности.

  • Если, к примеру, Вам надо найти консультации по вопросам применения Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, откройте корешок "Сложный поиск" и задайте "ПБУ 6/01". Аналогичным образом надо действовать при поиске консультаций по вопросам применения форм N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" и N2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год". Для этого, используя "Сложный поиск", зададим "1-НДФЛ ИЛИ 2-НДФЛ".
  • Для того чтобы найти форму командировочного удостоверения в системе КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов, сначала откроем "Сложный поиск" и зададим "командировочное удостоверение". Заметьте, что мы задаем словосочетание в полном, а не в усеченном виде и в именительном падеже, поскольку нам нужно найти не просто упоминание о данной форме, а ее название как документа. Затем в поле "Статус" выберем "Унифицированные формы первичной учетной документации". Результатом поиска будет только одна искомая форма.

Вопросы/ответы

Я часто использую в своей работе обзоры российского законодательства, включаемые в раздел НормативныеДокументы системы КонсультантБухгалтер. Но мне не понятно, почему некоторые названия документов в обзорах выделены гипертекстовыми ссылками (цветом), а некоторые нет. Объясните, пожалуйста, с чем это связано.

Это связано с тем, что гипертекстовыми ссылками (цветом) в обзоре выделяются названия только тех документов, которые включены в информационный банк той системы, которая установлена у Вас.

Системы КонсультантПлюс по федеральному законодательству построены по иерархическому принципу. Так, система КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство полностью включена в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф, а информационный банк системы КонсультантБухгалтер:НормативныеДокументы полностью включен в систему КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство. Обзор законодательства подготавливается по документам наиболее объемной из них - КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Это позволяет пользователям узнавать обо всех последних изменениях в федеральном законодательстве даже в том случае, если у них установлен не самый большой информационный банк.

В случае, если Вас заинтересовал документ, который отсутствует в Вашем информационном банке, его всегда можно заказать в обслуживающем сервисном центре Сети.

Если же Вам часто приходится заказывать документы из систем с большим информационным банком, таких как КонсультантПлюс:ВерсияПроф, а Вы, например, являетесь пользователем системы КонсультантБухгалтер, то, возможно, Ваши потребности выходят за рамки бухгалтерского учета и налогообложения и следует задуматься о приобретении более объемной системы. Обратившись в обслуживающий информационный центр, Вы всегда можете получить подробную консультацию по этому вопросу.

Отвечал: А. Зюляев


Впервые "МВА за 10 дней" на русском языке. Компания "Консультант Плюс" выпустила в свет перевод бестселлера Стивена Силбигера

Павел Коротич, пресс-секретарь компании КонсультантПлюс Павел Коротич,
пресс-секретарь компании "Консультант Плюс"

В наши дни нет необходимости объяснять, что означает термин "МВА". Этот стандарт международного бизнес-образования хорошо известен и вызывает оправданный интерес у сотен тысяч специалистов в России и за рубежом. Обучение по программе "МВА" с полным основанием рассматривается как необходимое условие повышения профессиональной квалификации и служебного роста. Особенно это актуально для многих наших соотечественников, которым по разным причинам приходится постигать "азбуку бизнеса" в "полевых условиях" и на собственном опыте. И тем сильнее желание и необходимость получить систематические знания о мировой практике управления бизнес-процессами.

Однако, как бы ни привлекательно было получение степени "Мaster of Business Administration" (магистр делового администрирования), в наше время многим деловым людям и специалистам сложно оторваться от своего дела на несколько лет для получения специального образования. В этой ситуации представляется возможным следующий выход - заняться самообразованием и самостоятельно получить знания, необходимые для успешной работы и карьеры. Тем более что издание на русском языке книги "МВА за 10 дней" открывает для этого дополнительные возможности.

Кому и чем полезна книга "МВА за 10 дней"

Книга Стивена Силбигера "МВА за 10 дней" (Stiven Silbiger, "The 10-day MBA") уже выдержала много изданий в Соединенных Штатах и в других странах и стала настоящим бестселлером. В книге обобщены основы бизнес-образования ведущих бизнес-школ Америки, дается краткий и четкий обзор практически всех основных предметов программы "МВА". При этом о таких сложных предметах, как маркетинг, деловая этика, бухгалтерский учет, количественный анализ, финансы, управление операциями, экономика, стратегия автор рассказывает простым и понятным языком. И это одно из главных достоинств книги. В основе изложения - реальный опыт работы в условиях современной рыночной экономики. Материал книги снабжен иллюстрациями, диаграммами и многочисленными примерами из практики.

В России "МВА за 10 дней" будет полезна и тем, кто уже работает в бизнесе, и тем, кто только выбирает, чему, как и где стоит учиться. Книга может быть полезна руководителям и менеджерам, финансистам, бухгалтерам и юристам, представителям других профессий. Читатели могут получить новые знания и систематизировать уже имеющиеся, освоить основные понятия и термины, ознакомиться с опытом ведущих школ бизнеса. Эта книга поможет свободно оперировать понятиями, которые используются в мировой деловой практике, говорить на том же языке, что и обладатели степени "МВА". Хотя, конечно, книга не может полностью заменить двухлетнее обучение в солидной бизнес-школе, а ее прочтение - помочь обрести деловые контакты, но, как отмечает сам С. Силбигер, она написана "для нетерпеливых людей" и позволяет освоить основы делового администрирования без особых временных затрат и потерь для своего дела или профессии.

Отзывы американских читателей о книге говорят сами за себя:

"Я не мог сделать перерыв длиной в два года в своей карьере, но был уверен, что знания по программе МВА помогут мне более эффективно обслуживать клиентов. Стив Силбигер сделал эти важнейшие знания доступными для всех профессионалов из крупных и мелких фирм. Книга "МВА за 10 дней" повысила мою конкурентоспособность до уровня, о котором мечтают многие профессионалы" (Гэри Блейберг, Старший менеджер по аудиту, компания PricewaterhouseCoopers LLP, 1998 г.).

"Для меня, профессионала, который постоянно в разъездах, даже не возникало вопроса об обучении в вечерней школе бизнеса. Но сейчас, когда беседуют мои друзья - обладатели степени МВА, я уже не чувствую себя среди них чужаком. Возможно, придет день, и мне придется приложить усилия, чтобы удостоиться степени МВА, а пока что, потратив минимум времени и денег, я получил знания, которые придают мне уверенность в работе" (Грегори Р. Рингел, Менеджер по программам, Министерство торговли США, 1998 г.).

Надеемся, что и российских читателей эта книга не оставит равнодушными и они смогут многое добавить к сказанному американскими коллегами.

Почему "Консультант Плюс" издает книгу С. Силбигера

К нам, в компанию "Консультант Плюс" книга попала еще в своем англоязычном варианте, когда мы выбирали методическую литературу для программы повышения квалификации сотрудников компании и Сети КонсультантПлюс. Перебрав и изучив десятки различных изданий, мы остановились именно на "МВА за 10 дней". И нас удивил тот факт, что книга до сих пор не переведена на русский язык. Ведь, бесспорно, потребность в таких знаниях в нашей стране велика у самой широкой аудитории. Поэтому мы решили перевести книгу С. Силбигера на русский язык и издать тиражом, достаточным для свободного распространения, и сделать таким образом книгу "МВА за 10 дней" общедоступной для российского читателя.

Десятилетний опыт нашей работы показывает, что пользователи справочных правовых систем КонсультантПлюс - специалисты, которые серьезно смотрят в будущее, стремятся к новым знаниям. Поэтому мы надеемся, что книга Стивена Силбигера "МВА за 10 дней" будет интересна и им.

В рамках нашей некоммерческой Программы поддержки российского образования часть тиража будет бесплатно передана в библиотеки российских учебных заведений, готовящих кадры для российского бизнеса.

Всем, кого заинтересовало это издание, рекомендуем обратиться в cоответствующий региональный центр Сети КонсультантПлюс. Рады сообщить, что все наши пользователи могут приобрести книгу "МВА за 10 дней" на льготных условиях.


  

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: