N 9 (60) СЕНТЯБРЬ 2000

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Есть ли вещи важнее проводок? Новая система для бухгалтера КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов

 Батыр Тохтамуратов, руководитель проекта КонсультантБухгалтер Батыр Тохтамуратов
Руководитель проекта "КонсультантБухгалтер"

Организация учетного процесса, формирование бухгалтерской отчетности подчас отходят на второй план и не так заметны на фоне постоянной и не дающей покоя налоговой реформы. Тем не менее именно формирование бухгалтерской информации является основной задачей, которую должны решать бухгалтерии предприятий.

Для того чтобы помочь бухгалтерам, многочисленным пользователям наших систем, оперативно и без лишних затрат времени решать свои основные задачи, КонсультантПлюс начинает с сентября 2000г. распространение новой справочной системы КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов, которая представляет собой уникальное собрание схем отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций.

Бухгалтерская информация - основа системы управления любого предприятия

История хозяйственного учета началась примерно шесть тысячелетий назад с простой фиксации фактов хозяйственной жизни. Возникновение системы двойной записи в учете относится еще к периоду средневековья. Зарождение этой системы учета было связано с развитием и усложнением производственных отношений, с необходимостью получения адекватных оценок (результатов) хозяйственной деятельности. Это, без сомнения, гениальное по простоте и эффективности изобретение является основой современной системы управления любого предприятия.

В 1992 г. в России был введен в действие единый План счетов для всех предприятий, ведущих бухгалтерский учет по системе двойной записи (утв. Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56). Тогда же начался процесс непрерывного реформирования бухгалтерского учета, который продолжается и в настоящее время. Начиная с 1997 г. реформа бухгалтерского учета рассматривается как одно из важнейших и необходимых условий структурной перестройки экономики, экономического роста и создания благоприятного инвестиционного климата.

Однако, какие бы серьезные изменения ни происходили в общественной жизни, основная задача, стоящая перед бухгалтерскими службами, не меняется уже на протяжении веков - это формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

Новое решение проблем бухгалтерского учета

Руководители предприятий, являясь, по сути, основными потребителями бухгалтерской информации, порой даже не догадываются, с какими проблемами связано ее формирование. Роль руководителя в решении проблем отражения в учете новых хозяйственных операций или разработки учетного процесса для нового вида деятельности ограничивается, как правило, общей оценкой экономической целесообразности и эффективности. В случаях изменения нормативной базы, регулирующей правила ведения бухгалтерского учета, при решении практических задач бухгалтер оказывается в полном одиночестве. Вряд ли кому-то из руководителей предприятий близка проблема разделения учета на налоговый и бухгалтерский или хорошо известны различия реальной себестоимости и себестоимости для целей налогообложения.

Бухгалтер может отдохнутьВ то же время происходят серьезные изменения в правилах ведения бухгалтерского учета, связанные с другими потребителями бухгалтерской информации, - инвесторами, деятельность которых за последнее время приобретает все большее значение. В новой правительственной программе указано, что улучшение инвестиционного климата в России будет достигаться за счет прозрачности деятельности предприятий, которая будет обеспечиваться введением международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время одно за другим уже принимаются новые положения по бухгалтерскому учету, так что можно говорить о том, что за последнее десятилетие российский бухучет еще не переживал столь значительных изменений.

Переход на МСФО вызовет необходимость введения нового единого Плана счетов, который, по словам представителей Министерства финансов РФ, будет введен в действие в 2001 г. В новом Плане счетов будут учтены все изменения, связанные с переходом на МСФО.

Все возрастающая потребность в систематизированной информации по вопросам ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности на фоне этих изменений подтолкнула разработчиков к выпуску новой справочной системы КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов.

Конечно, будет преувеличением считать, что весь комплекс проблем и вопросов, связанных с бухгалтерским учетом, мгновенно исчезнет благодаря выпуску этой системы. Но оказать существенную дополнительную помощь в работе бухгалтерам новая система бесспорно сможет.

Информационный банк системы

Материалы в системе КонсультантБухгалтер: КорреспонденцияСчетов разделяются на две основные группы:

  • схемы отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций для предприятий (организаций), использующих в учете План счетов, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56;
  • формы первичной учетной документации.

В систему включаются схемы отражения в бухгалтерском учете типичных и традиционно вызывающих сложности финансово-хозяйственных ситуаций, а также примеры, иллюстрирующие на конкретных проводках последние изменения в нормативных документах по бухгалтерскому учету. Пользователю системы предоставляется возможность как ознакомиться с поступающими новыми материалами, так и отобрать необходимые примеры для принятия решения в конкретной ситуации при помощи специальных средств поиска.

В повседневной работе бухгалтер имеет дело со множеством различных первичных документов. Конечно, важно знать, для каких операций та или иная форма первичного документа применяется, и учетные схемы, без сомнения, дают необходимые для этого рекомендации. Но если нужно только найти требуемую форму, для этого в системе имеются все утвержденные унифицированные формы первичных документов, наиболее часто применяемые формы документов строгой отчетности, а также некоторые образцы документов, формы которых организации имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать. В системе можно также ознакомиться с указаниями по заполнению и применению формы, вывести ее на принтер или перенести в текстовый редактор, чтобы затем заполнить. Мгновенный переход из проводок в формы первичных документов осуществляется с помощью гиперссылок.

Дополнительно к описанным выше двум типам материалов в систему включены методологические материалы, авторами которых являются высококвалифицированные специалисты Министерства финансов РФ - непосредственные разработчики действующего Плана счетов, положений, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности. Данные материалы представляют собой практически полную подборку возможных корреспонденций счетов и до настоящего времени являются наиболее подробными и методологически проработанными. Несмотря на многочисленные изменения в нормативном регулировании системы бухгалтерского учета, которые произошли с момента написания этих материалов, в целом они не теряют своей актуальности.

На момент выпуска информационный банк системы включает 1200 документов. Объем ежемесячного пополнения в среднем составит 100-120 новых материалов.

Принятие решений при помощи системы

На некоторые моменты использования материалов системы при принятии решений следует обратить особое внимание.

Все материалы системы, авторы которых специалисты-практики: аудиторы ведущих консультационных фирм, эксперты и методологи в области бухгалтерского учета и налогообложения, юристы, - основаны на нормативных документах, но сами таковыми не являются. При работе с ними надо учитывать, что каждый отдельно взятый материал, несомненно ценный в практическом отношении, содержит разъяснение данной учетной проблемы с точки зрения конкретного автора и на конкретный момент времени. Поэтому нельзя слепо копировать найденное решение и применять предлагаемую схему без учета реальных условий хозяйствования и текущего состояния законодательства.

Вместе с тем значительная часть новых материалов, регулярно включаемых в систему, отражает последние изменения в законодательстве о бухгалтерском учете. При этом все ранее включенные материалы сохраняются с указанием конкретной даты подготовки материала. Такой порядок формирования информационного банка дает пользователю возможность не только следить за текущим состоянием дел, но и при помощи материалов системы проверить ведение бухгалтерского учета в прошлом и при необходимости правильно восстановить учет. Поэтому следует подчеркнуть, что, с какой бы целью ни использовались материалы системы, всегда надо обращать внимание на дату, которая указана под каждым материалом.

Эти принципы использования авторских материалов при принятии решений хорошо знакомы всем пользователям системы КонсультантБухгалтер:ВопросыОтветы.

КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов и другие системы марки КонсультантПлюс

Как мы уже говорили, материалы системы КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов служат только для разъяснения проблем бухгалтерского учета и не содержат консультаций по проблемным вопросам налогообложения. Используя представленные учетные схемы, можно уяснить, на каких счетах отразить ту или иную операцию, как произвести расчет требуемых сумм, на основании какого первичного документа это сделать. Однако одно наличие учетных схем не позволяет делать вывод о том, противоречит или нет та или иная сделка действующему законодательству, не позволяет разобраться в сложных вопросах налогового, а также административного или уголовного права. Эти вопросы необходимо решать при помощи других справочных систем марки КонсультантПлюс. Например, системы КонсультантБухгалтер:ВопросыОтветы и КонсультантФинансист содержат исчерпывающие подборки консультаций по сложным вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. В системе поддержки принятия решений КонсультантСудебнаяПрактика представлены судебные акты высших судебных инстанций, и с ее помощью можно решать вопросы, связанные с судопроизводством.

Как мы уже сказали, система КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов не включает нормативные документы, но для нормальной работы с ней такой банк необходим. Ведь каждый пример в системе обоснован нормативными документами, которые содержатся в системах по законодательству (например, в системах КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство, КонсультантПлюс:ВерсияПроф). Имея данные системы, пользователь может не только лучше понять и перепроверить выводы автора, но и принять собственное решение, оказавшись в чем-то похожей ситуации.

Еще раз подчеркнем, включенный в систему "КорреспонденцияСчетов" справочный материал в виде схем отражения в бухгалтерском учете возможных хозяйственных ситуаций служит целям упрощения процесса ведения учета, правильной организации документооборота - и, по сути, является рабочим инструментом бухгалтера, очень большим, постоянно обновляемым справочником по бухгалтерскому учету.

Представление материалов в системе

Для включенных в систему КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов учетных схем принят единый формат, который, с точки зрения разработчиков, наиболее точно подходит для решения рассматриваемых вопросов (рис.1). А именно: каждый материал состоит из короткого описания финансово-хозяйственной ситуации (а), нормативного обоснования предлагаемого решения с разъяснением сложных моментов проведения в учете (б) и собственно схемы отражения этой ситуации в бухгалтерском учете в виде таблицы с условным иллюстрирующим арифметическим расчетом (в). К наиболее важным проводкам под таблицей даны детальные пояснения (г).

Каждая корреспонденция (проводка) в таблице обязательно приводится в виде отдельной записи. Для каждой записи указывается ее содержание, корреспондирующие счета, соответствующая условная оценка и первичные учетные документы - как основание для записи. По номеру каждого счета, указанного в таблице, система позволяет "перейти" с помощью ссылки в другую систему (например, в раздел НормативныеДокументы системы КонсультантБухгалтер или в систему КонсультантПлюс:РоссийскоеЗаконодательство) к описанию этого счета в Инструкции по применению Плана счетов или к другому нормативному документу, предписывающему данную запись, а с помощью ссылки на соответствующий первичный учетный документ - сразу найти в системе "КорреспонденцияСчетов" его форму и ознакомиться с порядком ее применения и заполнения (рис. 2).

При работе с системой следует обратить особое внимание на колонку "Первичный документ". Исходя из многообразия форм и видов первичной учетной документации, отраслевой специфики, а также возможности той или иной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать отдельные формы, указанная колонка заполняется на основании следующих трех принципов:

  1. Приводится минимально необходимое количество первичных учетных документов.
    Например, если для отражения в учете данной проводки ее основанием является один документ, но указанная в колонке "Сумма" оценка содержится в другом документе, то приводятся оба этих первичных документа. В идеальном случае по отдельной записи указывается один документ, наличие которого, по мнению автора, оправдывает данную запись по дебету и кредиту счетов, а также в указанной сумме.
  2. Приведенный для какой-либо проводки первичный учетный документ в нижеследующих записях может не повторяться (рис.3).
    Например, для отражения в учете возмещения из бюджета сумм НДС по принятым к учету и оплаченным производственным материальным ценностям (запись по дебету счета 68 и кредиту счета 19) требуются как минимум: накладная от поставщика, счет-фактура от поставщика, а также подтверждающая оплату выписка банка по расчетному счету. Если последней из отраженных в таблице операций является оплата поставщику, то для операции по зачету НДС указывается только выписка банка. Данный принцип установлен для того, чтобы не загромождать колонку "Первичный документ" уже перечисленными выше документами.
  3. Приводятся только те первичные учетные документы, которые служат основанием именно для данной бухгалтерской записи (рис.4).
    Часто для полного, всестороннего оформления хозяйственной операции бывает недостаточно наличия только указанного документа. Например, на основании данных "справки-отчета" (форма N КМ-6), составляемой в конце рабочего дня кассиром-операционистом, оформляется "приходный кассовый ордер" (форма N КО-1). В соответствующей записи в таблице проводок будут указаны два этих документа. Отметим, что данная справка, в свою очередь, служит основанием для составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма N КМ-7). Сводный отчет не является основанием для отражения в учете данной операции и поэтому не упоминается в таблице, но это не означает, что он не должен составляться.

Поисковые и сервисные возможности системы не имеют принципиальных отличий от возможностей справочной системы КонсультантБухгалтер:ВопросыОтветы. Поэтому для тех, кто уже знаком с этой системой, не составит никакого труда освоить новый продукт.

Мы надеемся, что новая система окажется незаменимым подспорьем в работе бухгалтеров и станет удачным дополнением к другим системам марки КонсультантПлюс.

Рады сообщить, что при поставке системы КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов всем зарегистрированным пользователям любой системы семейства КонсультантПлюс будут предоставлены существенные льготы. Подробнее об условиях приобретения новой системы пользователь может узнать, обратившись в свой региональный центр Сети КонсультантПлюс.


КонсультантПлюс предупреждает: "пиратство" опасно для Вашего бизнеса

В мае этого года вступил в силу приговор суда, согласно которому понесли наказание злоумышленники, пытавшиеся во Владивостоке развернуть коммерческую деятельность по нелегальному распространению справочных правовых систем КонсультантПлюс.

"Дело" во Владивостоке

Гражданин Сомов (все фамилии в материале изменены), начальник отдела АСУ одного из городских предприятий Владивостока, по опубликованному в городской газете рекламному объявлению приобрел на личные средства систему КонсультантПлюс. Когда же он попытался возместить расходы в своей бухгалтерии, то вместо денег получил отказ - счет-фактура и квитанция к приходно-кассовому ордеру оказались неправильно оформлены. Тогда Сомов обратился за разъяснениями в ООО "Базис", региональный центр Сети КонсультантПлюс во Владивостоке.

В действительности оказалось, что те, у кого Сомов купил систему КонсультантПлюс, не имели никакого отношения к представительству Сети КонсультантПлюс. Счет-фактура и квитанция к приходно-кассовому ордеру оказались поддельными и были выписаны от имени несуществующей организации. Кроме того, приобретенная Сомовым система ранее уже была установлена на другом предприятии. То есть стало ясно, что имел место факт сбыта нелегальной копии программного продукта. Как только стали известны личности злоумышленников, необходимые материалы по этому делу были переданы в УБЭП УВД г. Владивостока. Затем, после ряда следственных мероприятий, дело поступило в суд.

КонсультантПлюс против пиратстваВ процессе следствия выяснилось, что некто Андреев и Копылов решили развернуть во Владивостоке коммерческую деятельность по сбыту и обслуживанию "пиратских" копий систем КонсультантПлюс. Получив от своего знакомого, работавшего в одном из городских банков, нелегально скопированную справочную систему КонсультантПлюс, они "вскрыли" программную защиту. Судя по всему, далее "пираты" собирались поставить дело на широкую ногу. Они подготовили прайс-листы, внешне очень похожие на прейскурант фирмы "Базис", организовали собственную рекламную кампанию, разместив свои объявления в сети Интернет и в городской газете "Деловой Владивосток Плюс".

Разумеется, указанные в "пиратском" прейскуранте цены были в несколько раз ниже цен официального представителя. Это и привлекло внимание пострадавшего Сомова. Таким образом "пираты" своими действиями нанесли ущерб не только разработчику программного продукта, но и пользователю, который из благих побуждений хотел сэкономить средства своей организации.

Суд признал Андреева и Копылова виновными в совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Это неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 2 ст. 272 УК РФ), незаконное использование объектов авторского права (ч. 2. ст. 146 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ч. 2. ст. 165 УК РФ). Копылову, кроме того, был инкриминирован сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ч. 1 ст. 175 УК РФ).

На суде "пираты" заявили, что "они больше так не будут", раскаялись и полностью признали свою вину. Учитывая этот факт, а также молодость преступников (одному из них 20, другому 22 года), сотрудники фирмы "Базис" не настаивали на применении самой жесткой меры уголовной ответственности. Суд приговорил "пиратов" к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Кроме того, подсудимые в полной мере возместили материальный ущерб, нанесенный правообладателю и пострадавшему пользователю нелегального продукта. Нелегальная копия системы КонсультантПлюс уничтожена по постановлению суда.

Позиция компании "Консультант Плюс" по проблеме пиратства

Компания "Консультант Плюс" считает, что в сфере распространения правовой информации "пиратство" не является и не будет являться очень острой проблемой.

Создание и дальнейшее сопровождение профессиональных качественных систем требует от разработчика высокой квалификации и значительных ресурсов, что по силам только серьезным информационным компаниям. В этой области таких компаний немного, и они хорошо известны пользователям. Кроме того, для пользователя информационная компания - это не просто известная марка, но еще и постоянный партнер в работе.

Специалисты, работающие с правовой информацией, прекрасно понимают, что ошибки, связанные с незнанием или неправильным применением законодательства, могут стоить слишком дорого. Таким пользователям прежде всего нужна уверенность в качестве оказываемых услуг. Поэтому пользователь-профессионал не станет рисковать, пытаясь сэкономить небольшие средства на важнейших составляющих бизнеса - его эффективности и правовой безопасности.

В случае предложения дешевых контрафактных копий на лазерном диске факт "пиратства" потребителю совершенно очевиден, и он вполне осознает весь риск, связанный с использованием такой продукции. А такой риск весьма велик. Ведь в процессе изготовления контрафактных копий "пираты" взламывают программные средства защиты, что в целом приводит к некорректной работе системы. О возможностях своевременно пополнять такую систему новой информацией говорить и вовсе не приходится. В отдельных случаях "пираты" вводят потребителя правовой информации в заблуждение, пытаясь использовать не только чужой продукт, но и чужую марку. Они маскируют свои "услуги" под услуги известной компании, что гораздо опаснее. Здесь уже в равной мере может пострадать и добросовестный пользователь, и марка компании. Такие случаи ни наша компания, ни наши партнеры - региональные информационные центры Сети КонсультантПлюс - не намерены оставлять без внимания. Мы и в дальнейшем будем использовать всю силу закона, чтобы защитить свои интересы и, что не менее для нас важно, интересы наших пользователей. Тем более, что действующее законодательство вполне позволяет бороться с "пиратами", и конкретные судебные дела это подтверждают.

Пресс-служба компании "Консультант Плюс"


КОРОТКО

В сентябре информационному бюллетеню пользователя КонсультантПлюс исполняется 5 лет.

В августе в Москве прошла выставка "Правовые акты Государства Российского (от "Русской Правды" до Конституции РФ)". Выставка организована Федеральной архивной службой России, Министерством культуры РФ, Государственным Историческим музеем и Архивом Президента РФ. Генеральным спонсором выставки выступила компания "Консультант Плюс".

В августе на специализированном правовом сервере www.consultant.ru в открытом доступе появился новый раздел "БизнесСправочник". С этой новой услугой уже знакомы постоянные пользователи Windows-версий систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству и системы КонсультантБухгалтер.

В июне между Федеральной пограничной службой РФ и АО "Консультант Плюс" был подписан договор об информационно-правовом обслуживании.

Информацию предоставили: О. Зугаева, П. Коротич, А. Рыбко


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2024
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомнадзоре, рег. ПИ № ФС77-42966
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: https://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой:

 

О компании и продуктах КонсультантПлюс