Главная

N 5 (56) МАЙ 2000

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Журнал "Главная книга" - принципиально новый продукт КонсультантПлюс

Батыр Тохтамуратов, главный редактор журнала "Главная книга" Батыр Тохтамуратов
Главный редактор журнала "Главная книга"

С апреля 2000 г. началась первая подписная кампания на новое печатное издание, учрежденное АО "Консультант Плюс", - журнал "Главная книга".

Журнал адресован всем, кто занимается и интересуется вопросами налогообложения и бухгалтерского учета. Он будет интересен бухгалтерам, юристам и руководителям предприятий, которые принимают решения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом действующих норм налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета.

Новая форма и новое содержание

Не секрет, что для специалистов, постоянно работающих как с правовыми актами, так и с информацией разъяснительного характера, электронные справочные правовые системы стали основным профессиональным инструментом. Мы глубоко убеждены, что по мере развития компьютерных технологий будет увеличиваться значение этих систем и для информирования обычных граждан.

Тем не менее мы начинаем выпускать журнал "Главная книга" именно в бумажном виде и для этого существует ряд веских оснований.

Безусловно, печатные издания удобны, их несомненным преимуществом является привычное восприятие информации с листа бумаги. Другим важным свойством печатных изданий является их мобильность и компактность. Развитие компьютерных технологий происходит стремительно, но, несмотря на это, пока трудно представить время, когда каждый специалист всегда будет иметь под рукой справочную правовую систему. В командировке, в дороге, вечером после работы все равно будут читать различные газеты и журналы.

Однако спрос на бумажные издания определяется не столько перечисленными выше свойствами, сколько задачами, которые эти издания призваны решать.

Компьютерная система, благодаря практически неограниченным возможностям для хранения любого объема информации, телекоммуникационным технологиям передачи информации, мощным поисковым средствам, строится по принципу: чем больше достоверной информации предоставлено специалисту для анализа, тем лучше. Печатное же издание имеет жесткие ограничения по объему, и в него должна включаться только самая интересная и самая важная информация. Публикуемый материал должен указывать на те события, которые могут оказать существенное влияние на деятельность предприятия. При хронической нехватке времени у специалистов, работающих в области налогообложения и бухгалтерского учета, при непрерывном потоке постоянных изменений именно такие издания будут оказывать существенную помощь в работе.

Исходя из перечисленных выше принципов мы ведем работу над нашим новым изданием. Основная задача, возлагаемая на журнал "Главная книга", - в сжатой форме своевременно донести до читателя наиболее важную информацию, помочь ему быстро войти в курс последних изменений в законодательстве о налогообложении и в правилах ведения бухгалтерского учета.

Все главное - в "Главной книге"

Для решения какой-либо конкретной задачи, стоящей перед бухгалтерией предприятия, в некоторых случаях бывает недостаточно ознакомиться только с нормативными правовыми актами и консультациями по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Для тщательного изучения проблемы и ее эффективного разрешения полезно изучить судебную практику по схожим вопросам, нормативные документы и официальные разъяснения территориальных подразделений органов власти, другие примеры из практики применения законодательства.

Продемонстрируем это на примере.

Вступившим в силу 31 января 1998 г. Федеральным законом oт 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в развитие норм Гражданского кодекса РФ был установлен порядок обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе и договоров аренды недвижимого имущества.

При этом нормативные правовые акты по налогам и сборам не содержали норм, которые однозначно давали бы ответ на вопрос, правомерно ли отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) сумм арендных платежей до момента государственной регистрации договора аренды, если такая регистрация обязательна.

В своих письмах, в частности, от 10.01.2000 N 04-02-05/1, от 14.10.99 N 04-02-05/1, от 19.10.99 N 04-02-05/1 и др., Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ разъяснял, что плату по договорам аренды объектов недвижимости можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг) только после государственной регистрации договора в органах юстиции, поскольку несоблюдение правил о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность согласно п. 1 ст. 165 ГК РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам официально свою позицию в отношении затрат, понесенных арендатором по не зарегистрированному надлежащим образом договору аренды, не высказывало. Однако разъяснения по этому вопросу давали налогоплательщикам региональные и местные налоговые органы. Так, мнение московских налоговых органов было изложено в Письме ГНИ по г. Москве от 09.09.98 N 30-08/27466 "О порядке налогообложения операций, связанных с арендой имущества", где указывалось, что затраты, понесенные арендатором по не зарегистрированному надлежащим образом договору аренды, не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

Итак, можно утверждать, что позиции Минфина РФ и налоговых органов по данному вопросу совпадают, и налогоплательщик до момента государственной регистрации договора аренды все расходы, связанные с исполнением такого договора, должен осуществлять за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Однако анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что право на существование имеет и прямо противоположная точка зрения.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.99 N 7486/98 и в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.99 Дело N А56-22862/99, вынесенных по налоговым спорам, связанным с регистрацией прав на объекты недвижимости, указывается, что налоговое законодательство не соотносит порядок исчисления и уплаты налога с требованиями других отраслей законодательства, в том числе гражданского. Налог исчисляется и уплачивается исключительно в соответствии с теми правовыми нормами, которые содержатся в законодательстве, регулирующем условия налогообложения.

Действующее налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика отнести затраты на себестоимость продукции с моментом регистрации прав на недвижимое имущество.

Решения налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков сумм налогов, пени, штрафа, основанные на том, что исчисление и уплата налогов ставится в зависимость от выполнения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, были признаны судом недействительными.

Следует сказать, что споры, по которым были вынесены данные судебные постановления, не касались регистрации именно договоров аренды недвижимости. Однако правовая позиция судов по вопросу соотнесения норм налогового законодательства с требованиями других отраслей законодательства, и в частности, гражданского, определена, на наш взгляд, достаточно однозначно и может помочь налогоплательщику отстоять собственное мнение в случае разногласий с налоговыми органами.

При решении указанной выше конкретной проблемы было использовано пять справочных правовых систем:

АО "Консультант Плюс" в настоящее время разрабатывает около 100 различных справочных систем, в каждой из которых накоплены обширные библиотеки информации, включающие в себя нормативные правовые акты, разъяснения государственных органов власти и консультации экспертов, документы субъектов федерации, решения судебных инстанций и т.п. Далеко не каждый пользователь имеет возможность установить все системы у себя на компьютере, зачастую даже в крупнейших средствах массовой информации не устанавливается полный набор систем марки КонсультантПлюс, но информация из систем иногда может оказаться весьма полезной.

Обработка и анализ этой разноплановой информации требуют серьезных профессиональных навыков. Здесь как нигде не только полезно, но и необходимо участие специалиста, способного всесторонне рассмотреть проблему, обладающего глубокими знаниями, практическим опытом применения документов и имеющего большой опыт работы со справочными правовыми системами.

Авторский коллектив и редакция журнала

В редакцию журнала привлечены специалисты, имеющие большой опыт работы в органах государственной власти, таких, как Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство юстиции РФ; специалисты, прошедшие школу газеты "Экономика и жизнь", старейшего экономического еженедельника России; юристы и аудиторы известных консультационных и юридических фирм; бухгалтеры с большим практическим опытом ведения бухгалтерского учета на предприятиях.

Все авторы, предоставляющие материалы для публикации в журнале: юристы, эксперты, служащие органов государственной власти, по роду своей деятельности постоянно участвуют в решении большого количества проблем в области налогообложения и бухгалтерского учета. На страницах журнала авторы дают практические рекомендации, проводят анализ наиболее сложных для понимания финансово-хозяйственных ситуаций и одновременно с этим предоставляют читателям возможность ознакомиться с самой интересной и важной информацией из всех систем марки КонсультантПлюс, которые они используют в повседневной работе.

Профессионализм авторов и сотрудников редакции, опыт создания самых популярных в стране электронных справочных правовых систем, которыми в настоящее время пользуются сотни тысяч специалистов, умноженные на огромные информационные ресурсы КонсультантПлюс, дают уверенность в том, что журнал "Главная книга" будет полезен читателям.

Содержание журнала

Журнал предназначен для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами налогообложения и бухгалтерского учета. Он будет полезен руководителям предприятий, принимающим решения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом действующих норм налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета. Он поможет быть в курсе последних изменений законодательства и других важных событий. Информация о предстоящих изменениях, анализ проектов правовых актов позволят заранее спланировать свою деятельность.

В издании анализируются финансово-хозяйственные ситуации из реальной практики современной предпринимательской деятельности. При подготовке материалов внимание уделяется не только анализу проблем бухгалтерского учета и налогообложения - все ситуации рассматриваются с точки зрения экономической эффективности и целесообразности.

В материалах журнала рассматриваются наиболее интересные, традиционно вызывающие сложности ситуации. Они анализируются с позиций гражданского законодательства, законодательства о налогах и сборах. Приводятся поясняющие примеры с конкретными проводками, образцами первичных документов и условными суммами, что существенно облегчает восприятие даже очень сложной информации.

Приводимый в журнале анализ арбитражной практики позволит специалисту аргументированно отстоять свои интересы в случае спора с контролирующими органами, правильно подготовиться к разбирательству в суде.

Весенняя подписная кампания на журнал "Главная книга"

Журнал "Главная книга" учрежден АО "Консультант Плюс". Периодичность выхода - 2 раза в месяц, объем - 64 полосы.

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении РФ по Объединенному каталогу зеленого цвета "Пресса России "Подписка-2000"", том 1. Информацию о журнале можно найти на с. 107, подписной индекс - 38380. Каталожная цена на второе полугодие 2000 г. - 840 рублей.

На журнал "Главная книга" также можно подписаться в редакции.

Адрес редакции журнала "Главная книга": 117036, г. Москва, ул. Шверника, д. 4
Тел./факс: (095) 126-90-22
Е-mail: gk@consultant.ru

ПОСТОЯННЫЕ РУБРИКИ ЖУРНАЛА "ГЛАВНАЯ КНИГА"
РУБРИКА СОДЕРЖАНИЕ
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
Одной строкой Краткая сводка прошедших за последние 2 недели событий (информационные поводы, заявления официальных лиц, принятие или вступление в силу новых документов, прекращение действия документов)
Подробности Более подробная информация о наиболее важных событиях из рубрики "Одной строкой"
Cуд идет Обзор последних решений арбитражных судов
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К сведению Информация о событиях, произошедших более двух недель назад, но ставших актуальными именно в данный момент
Актуальная тема Практические материалы для бухгалтеров и руководителей по важнейшим темам бухгалтерского учета и налогообложения
Советник Тематические подборки консультаций по практическим вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
Давайте разберемся Анализ ошибок, связанных с учетной и хозяйственной практикой, и рекомендации по их исправлению
Документ дня Анализ изменений в нормативном регулировании хозяйственной деятельности, вызванных принятием новых документов
Календарь налогоплательщика Информация о сроках уплаты налогов и сборов, сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности
Только цифры Необходимая справочная информация по налогообложению
ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Что планируется Обзоры прогнозного характера
Проекты Список наиболее важных документов, находящихся на согласовании в министерствах, поступивших на регистрацию в Минюст, принятых Госдумой, одобренных Советом Федерации, с краткими комментариями
Справочная служба Ответы на вопросы информационно-справочного характера
Коротко Краткая информация о предстоящих событиях, вступающих в силу (прекращающих действие) документах и анонс следующего номера

 


Справочной системе КонсультантФинансист - три года

Алексей Королев, заместитель руководителя проекта КонсультантБухгалтер Алексей Королев
Заместитель руководителя проекта КонсультантБухгалтер

В феврале 2000 г. исполнилось три года с начала распространения справочной системы КонсультантФинансист, представляющей собой уникальное по полноте собрание консультаций ведущих экспертов по конкретным вопросам применения законодательства о финансах и кредите. Опыт этих лет показал, что специалисту, работающему в области налогообложения и финансов, консультации, обобщающие практику применения законодательства, не менее важны, чем сами нормативные документы. Не секрет, что процесс непрерывного реформирования экономики, постоянное столкновение различных политических, межведомственных, территориальных интересов привели к чрезвычайной запутанности нормативной базы. В наибольшей степени это коснулось законодательства в области финансов. Причем ответственность за неверно принятое решение в этой сфере деятельности наиболее высока.

Первой системой поддержки принятия решений в семействе КонсультантПлюс стала система КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф, содержащая консультации по налогообложению и бухучету для предприятий, использующих Общий план счетов бухгалтерского учета. Эта система дает пользователю возможность всегда иметь под рукой тысячи консультаций, описывающих большинство типичных ситуаций, возникающих в хозяйственной деятельности предприятия, сравнивать различные мнения по конкретной проблеме, высказываемые как авторами, представляющими официальную точку зрения различных государственных ведомств, так и независимыми экспертами.

Эту возможность по достоинству оценили десятки тысяч пользователей системы КонсультантБухгалтер. Однако практически сразу после начала распространения системы к нам стали поступать просьбы включать в информационный банк материалы, выходящие за рамки вышеуказанной тематики. Поэтому в 1995 г. АО "Консультант Плюс" начало разработку новой справочной системы с существенно расширенным информационным банком.

Новая система включала материалы по налогообложению и бухгалтерскому учету, не вошедшие в КонсультантБухгалтер, рассчитанные на новые категории предприятий: на банки и другие кредитные организации, действующие в России иностранные юридические лица, на нерезидентов. В систему вошли также материалы по отраслям законодательства, которые не менее, чем налоговое право, влияют на финансовую деятельность многих предприятий:

  • о банках и банковской деятельности;
  • о внешнеэкономической деятельности (в том числе по таможенным вопросам);
  • о валютном регулировании и валютном контроле;
  • о рынке ценных бумаг;
  • об акционерных обществах;
  • по некоторым другим смежным областям законодательства.

Пользователями новой системы стали предприятия, для которых правильное понимание и соблюдение всех положений финансово-экономического законодательства является необходимым условием успешной работы. Это организации, занимающиеся банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельностью, деятельностью на рынке ценных бумаг, компании, предоставляющие аудиторские, юридические и консалтинговые услуги, акционерные общества, иностранные и совместные предприятия.

Понимая, как высока ответственность при решении практически любого вопроса в этих областях, для работы по созданию банка консультаций мы пригласили наиболее авторитетных, по нашему мнению, авторов.

Авторами консультаций являются сотрудники Минфина РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, других министерств и ведомств; Главных управлений ЦБ РФ по г. Москве и Санкт-Петербургу, а также эксперты Ассоциации Российских Банков, известных юридических, аудиторских и консультационных компаний.

Необходимо отметить, что большая часть авторов консультаций - специалисты-практики, ежедневно по долгу службы работающие с запросами предприятий по рассматриваемой нами тематике. Благодаря этому большинство интересных вопросов, встречающихся в реальной жизни, попадает в систему, что позволяет достичь максимальной полноты информации. Постоянно ведется работа по расширению состава авторов.

Распространение справочной системы КонсультантФинансист началось в 1997 г. На тот момент система включала порядка шести тысяч консультационных материалов. На сегодня их число превысило семнадцать тысяч. Однако рост объема информационного банка не является для нас самоцелью. Главное, чтобы пользователи системы могли найти в ней ответ на большинство вопросов, которые могут возникнуть в их практической деятельности. Для этого разработчики постоянно отбирают из всей массы поступающих к ним материалов те, которые могут по- новому осветить уже рассматривавшуюся ранее проблему, либо содержат анализ изменений в законодательстве.

Время доказало актуальность и востребованность системы КонсультантФинансист. Даже в период финансового кризиса 1998 г., больнее всего ударившего именно по организациям - пользователям этой системы (банкам, участникам рынка ценных бумаг, импортерам), предприятия, понимая важность затрат на информационное обеспечение своего бизнеса, не отказывались от сопровождения, и число пользователей системы продолжало расти. Осознавая свою ответственность перед пользователями, разработчики системы будут развивать ее, поддерживая качество на достигнутом высоком уровне.


КОРОТКО

В марте-апреле АО "Консультант Плюс" подписало договоры о сотрудничестве в области правовой информатизации с Центральной консультационной службой МНС РФ и с Государственным Комитетом РФ по кинематографии.

В марте заключен договор о сотрудничестве между Федеральным арбитражным судом Северо- Кавказского округа и ООО "ФакторПлюс", краснодарским региональным центром Сети КонсультантПлюс. Это последний договор, заключение которого планировалось в рамках проекта КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск, теперь договоры о сотрудничестве заключены с ФАС всех десяти округов.

C апреля в рамках проекта КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск начато распространение новой справочной системы КонсультантАрбитраж:ПоволжскийОкруг. Объем информационного банка системы составляет около 1000 документов, объем информационного обновления за месяц составляет ориентировочно 100 документов, периодичность обновления - 2 раза в месяц. На сегодня распространяются системы по арбитражной практике шести из десяти округов России.

В конце марта в Финансовой академии при Правительстве РФ прошла Ежегодная мартовская международная научно-методическая конференция "XXI век: новая модель специалиста- экономиста". Представители более семисот вузов России, а также гости из вузов ближнего и дальнего зарубежья собрались, чтобы обсудить вопросы внедрения нового поколения государственных образовательных стандартов, проблемы оценки качества подготовки, перспективы использования новых информационных технологий обучения при подготовке специалистов финансово-экономических специальностей. На пленарном заседании конференции выступили руководители Министерства образования РФ, Минфина РФ, МНС РФ, а также руководители Центрального банка РФ и Сбербанка. Участники конференции получили каталоги программных продуктов КонсультантПлюс и электронные версии Методических рекомендаций по курсу "Правовая информатика" с изучением систем КонсультантПлюс. На секциях "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и "Информатизация учебного процесса" по традиции выступили сотрудники АО "Консультант Плюс". Общение с участниками конференции показало, что использование справочных правовых систем стало неотъемлемой частью учебного процесса.


Классификатор одобрен Президентом РФ

Разработка классификатора правовых актов РФ, ставшего итогом совместной работы Главного государственно-правового управления Президента РФ, Российского фонда правовых реформ и компании "Консультант Плюс", получила логическое завершение: вступил в силу Указ Президента РФ от 15 марта 2000 N 511 "О классификаторе правовых актов". Предложенный разработчиками классификатор Указом Президента РФ одобрен и рекомендован органам государственной власти для использования при формировании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией.

В апреле в Москве разработчики классификатора провели пресс-конференцию, на которой ответили на вопросы журналистов, посвященные истории, итогам и перспективам дальнейшей работы по классификации правовых актов РФ.

Подробнее о разработке классификатора мы расскажем в следующем номере.


Новое в системах: БизнесСправочник

Ольга Зугаева, руководитель проекта БизнесСправочник Ольга Зугаева
Руководитель проекта БизнесСправочник

С марта этого года в раздел БизнесСправочник включена еще одна тематическая рубрика - "Издательства, книготорговые объединения".

В новой рубрике представлены компании и организации, занимающиеся изданием и продажей отечественной и зарубежной литературы по праву, экономике, финансам и управлению.

Пользователи нового раздела БизнесСправочника смогут:

  1. Получить список издательств, специализирующихся на издании деловой литературы.
  2. Получить список торговых домов и магазинов, специализирующихся на продаже деловой литературы.
  3. Ознакомиться с новинками деловой литературы, загрузив Интернет-сайт издательского или торгового дома, где можно получить достаточно подробную информацию о появившихся новых книгах: от аннотации до количества страниц и цены.
  4. Просмотреть на Интернет-сайте полный каталог предлагаемой торговым или издательским домом деловой литературы и выбрать для себя то, что нужно.

Теперь в ту часть БизнесСправочника, где представлена информация о различных компаниях и организациях, входит девять основных тематических рубрик:

  • Программные средства автоматизации деятельности предприятий (информация о компаниях - разработчиках программных средств автоматизации финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятий).
  • Аудит, бухгалтерский учет (информация об аудиторско-консалтинговых компаниях, предлагающих аудит, консалтинг в области налогообложения и услуги по ведению бухгалтерского учета).
  • Оценка, независимая экспертиза (информация о компаниях, предлагающих услуги по оценке различных видов собственности и независимой экспертизе).
  • Услуги в области права (информация о юридических компаниях, предлагающих различные виды юридических услуг и услуги по регистрации и лицензированию).
  • Консалтинг (информация о компаниях, предлагающих консалтинг в области управления, финансов и инвестиций).
  • Бизнес-образование (информация об учебных заведениях и организациях, предлагающих высшее образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области права, экономики, финансов и управления).
  • Информационные услуги (информация об информационных агентствах и службах, предоставляющих как финансово-экономическую, так и различную справочную информацию).
  • Подбор персонала (информация о кадровых агентствах и агентствах по подбору персонала, предлагающих услуги по подбору персонала, трудоустройству и кадровому консалтингу).
  • Издательства, книготорговые объединения.

По всем вопросам, связанным с БизнесСправочником, обращайтесь в координационный центр Сети КонсультантПлюс, в отдел БизнесСправочник.

Тел./факс: (095) 956-8283
Е-mail: advert@consultant.ru


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: