N 9 (48) СЕНТЯБРЬ 1999

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

В помощь профессионалу - системы поддержки принятия решений

Юлия Фишер, редактор информационного бюллетеня КонсультантПлюс Юлия Фишер
Редактор информационного бюллетеня КонсультантПлюс

Сегодня трудно найти человека, который бы никогда не слышал о компьютерных справочных системах. Но даже у тех, кто давно использует их в работе, понятие "справочная система" зачастую ассоциируется только с базами данных нормативных документов. Бесспорно, в распространяемых КонсультантПлюс справочных правовых системах содержатся сотни тысяч актов федерального, регионального и международного права. Однако информационные возможности наших программных продуктов этим, конечно, не исчерпываются. Предоставляя специалистам нормативные акты, мы стремимся обеспечить их и другой, весьма ценной и полезной в работе информацией, освещающей особенности применения тех или иных правовых актов, помогающей при судебной защите своих интересов, разъясняющей порядок представления и заполнения форм отчетности и др. Такого рода информация содержится в специальных системах марки КонсультантПлюс - системах поддержки принятия решений.

Системы по бухучету, налогообложению, финансам и кредиту

Специалисты, работающие в области финансов, хорошо знают, что российское законодательство запутанно и противоречиво, и обладать даже самой полной нормативной информацией иногда оказывается недостаточно. Тем более, что законодательство пока не всегда дает прямые ответы на очень многие вопросы: как действуют нормативные акты? как их применять? чем руководствоваться в спорной ситуации? Для того чтобы помочь бухгалтерам, финансовым специалистам, всем тем, чьи обязанности лежат в стороне от "чистой" юриспруденции, справиться с массой возникающих в работе правовых проблем, были созданы справочные системы КонсультантБухгалтер и КонсультантФинансист.

Первой в 1994 г. для предприятий, ведущих свой бухгалтерский учет по Общему плану счетов, была разработана система КонсультантБухгалтер. Она состоит из двух информационных банков (ИБ): НормативныеДокументы и ВопросыОтветы. Что касается ИБ НормативныеДокументы - то тут, кажется, все понятно уже из названия. Эта часть системы включает акты законодательства по бухучету и налогообложению. Второй ИБ - ВопросыОтветы - предоставляет пользователю более 10000 консультаций и разъяснений по применению законодательства в практике бухгалтерского учета и налогообложения. Авторство принадлежит ведущим специалистам Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Центрального банка РФ, сотрудникам других ведомств, экспертам солидных аудиторских фирм. Учитывая, что примерно 80% этих материалов не публикуется в периодической печати, можно представить, насколько важна и интересна информация ИБ ВопросыОтветы для бухгалтерий предприятий. Часть авторских консультаций подготовлена на основе тех запросов, которые предприятия направляют в органы власти и управления РФ. Поэтому многие разъяснения не только представляют точку зрения автора, но даются от лица официальных ведомств. Каждая консультация обоснована ссылками на нормативные документы. В соответствии с изменениями в законодательстве в информационный банк регулярно поступают новые документы и консультации. Сейчас ИБ ВопросыОтветы поставляется и в виде отдельной системы.

Другая система - КонсультантФинансист - шире по охватываемой тематике. Она содержит консультации и разъяснения по законодательству не только о бухучете и налогообложении, но и о банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, о деятельности на рынке ценных бумаг, по законодательству о валютном регулировании и об акционерных обществах.

В том случае если на компьютере уже установлена система КонсультантПлюс:ВерсияПроф, в системе КонсультантФинансист начинает работать функция гипертекстового перехода от консультаций к тем нормативным документам, на которые ссылаются их авторы. Это дает пользователю возможность понять логику авторской аргументации и точнее выверить собственное решение.

Материалы судебной практики - юристам

Юристы, как правило, хорошо знакомы со справочными правовыми системами. Системы по федеральному законодательству (например, такие, как КонсультантПлюс:ВерсияПроф, КонсультантПлюс:ЭкспертПриложение), а также базы данных по законодательству субъектов РФ давно стали необходимым профессиональным инструментом юристов-практиков. Составляя договор, разбираясь в правовых аспектах различных сделок и других хозяйственных операций, юрист обращается к справочным правовым системам. Эти программные продукты помогают ему иметь всю необходимую информацию, быстро получать новые документы и оперативно реагировать на все изменения в законодательстве.

Но в то же время юристу довольно часто приходится защищать интересы своего предприятия в судебном порядке. И, конечно, лучше делать это "во всеоружии". Ведь исход судебного разбирательства далеко не в последнюю очередь зависит от силы и убедительности аргументов сторон. Найти такие аргументы действительно непросто, обычно разрозненную информацию приходится добывать из разных источников. Разработчики КонсультантПлюс собрали ее воедино в системе КонсультантСудебнаяПрактика (система была создана в 1995 г. и первоначально имела название КонсультантАрбитраж). Система включает официальные документы, неофициальные материалы, сведения о конкретных делах и справочные данные. В нее входят документы, издаваемые высшими судебными органами и содержащие официальную точку зрения Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Они дают представление о том, чем может руководствоваться суд или как ему рекомендовано поступать при рассмотрении дел. Материалы о конкретных делах также очень важны для юриста-практика. Знакомство с решениями судов по сходным делам даст возможность полнее подготовиться к судебному заседанию: можно будет заранее представить себе, что предположительно могут спрашивать судьи, какие нормативные акты они будут принимать во внимание. Поэтому информация системы позволяет ссылаться именно на те нормативные и подзаконные акты, которые уже показали свою действенность при разрешении спорных вопросов. Система также предоставит и справочные сведения, такие, например, как формы исковых заявлений для различных категорий дел, адреса и реквизиты налоговых инспекций, телефоны судебных органов и органов государственной власти, в которые юристу приходится обращаться в процессе работы. КонсультантСудебнаяПрактика содержит около 8 тысяч документов и ежемесячно в нее включается до 200 новых.

КонсультантСудебнаяПрактика - инструмент профессиональной подготовки к судебному разбирательству и надежное средство профилактики судебных споров.

Формы деловой документации

Неизменным успехом на предприятиях самых различных направлений деятельности, у самых разных категорий специалистов пользуется система поддержки ведения делопроизводства ДеловыеБумаги. Система включает около 6,5 тысяч образцов документов, используемых в практике финансово- хозяйственной деятельности. Она содержит образцы типовых договоров, контрактов, учредительных, организационных, внутренних документов, форм отчетности предприятий, страховых и банковских учреждений. Систему ДеловыеБумаги используют специалисты всех подразделений: юристы, бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители.

Документы для предприятий медицинского профиля

Специально для того чтобы помочь организациям медицинского профиля решить для себя проблему отслеживания, систематизации и использования специализированной нормативной информации, компанией "Консультант Плюс" совместно с московским региональным информационным центром НТО "Юнико" в 1997 г. была создана система КонсультантМедицинаФармацевтика. Наряду с нормативными документами, регламентирующими деятельность медицинских и фармацевтических учреждений и фирм, больниц, аптек и аптечных складов, органов санитарно-эпидемиологического надзора, в системе представлены консультации аудиторов в форме "вопрос-ответ", а также комментарии и разъяснения по наиболее часто встречающимся на практике вопросам налогообложения и ценообразования, работы с наркотическими препаратами, ведения расчетных и кассовых операций. Информация поступает в ИБ системы по прямым договорам об информационном обмене с законодательными и исполнительными органами, а также из специализированных печатных изданий и сборников нормативных документов. Сегодня в системе содержится свыше 5,5 тысяч документов.

Информация о ценных бумагах

Специалистам, работающим в сфере инвестиций, на фондовом рынке, адресована специализированная система ЦенныеБумаги. Система содержит информацию более чем о 1000 банков - эмитентов ценных бумаг. Информация передается для включения в систему Центральным банком РФ в соответствии с договором о распространении информации. Объем и характер раскрываемых сведений полностью соответствуют инструкции Банка России N 8 от 17.09.96 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".

Системы поддержки принятия решений - мощный инструмент, позволяющий верно применять действующее законодательство и точно ориентироваться в практических ситуациях. Разработчики КонсультантПлюс считали и считают деятельность по их созданию и информационному сопровождению не менее важной, чем деятельность по поддержке систем, содержащих нормативные правовые акты. Мы и в дальнейшем планируем уделять большое внимание анализу и систематизации вопросов и проблем, с которыми сталкиваются предприятия в процессе своей работы, и будем стремиться расширять круг авторов, тематику консультаций и спектр информации, включаемой в системы поддержки принятия решений.


Работа систем КонсультантПлюс в нерусифицированных Windows

Георгий Поляков, заместитель руководителя отдела программирования Георгий Поляков
Заместитель руководителя отдела программирования

Поможите люди добрые пользователю нерусифицированного windows-aРазработчики систем семейства КонсультантПлюс достаточно часто получают от пользователей вопросы о том, возможна ли корректная работа русскоязычного интерфейса программных оболочек КонсультантПлюс в нерусифицированных Windows.

Такая работа, безусловно, возможна. В данный момент эта возможность присутствует в 32-разрядных версиях наших систем для Windows 95/98/NT, предназначенных для ряда наиболее распространенных языковых групп (см. Примечание). Что касается 16-разрядных оболочек систем для Windows 3.1, то они такой возможности не имеют.

Для того чтобы организовать корректную работу систем КонсультантПлюс для нерусифицированных Windows 95/98/NT, необходимо проделать следующее.

  1. Надо убедиться, что вы используете 32-разрядную версию нашей оболочки версии не ниже 6.20. (Номер версии можно увидеть в разделе меню "Помощь/О программе".)
  2. В директории WINDOWS (у вас она может называться и по-другому) необходимо создать файл с именем cons32.ini, в котором надо указать cледующие две строки: [ForceRussian]
    Active=1.
  3. И наконец, надо запустить оболочку КонсультантПлюс. Теперь на экране верхнее меню, все корешки и диалоги должны быть по-русски. В случае проблем целесообразно попробовать поменять в файле cons32.ini параметр на Active=2.

Примечание. Данная возможность организации работы систем КонсультантПлюс в нерусифицированных Windows работает для следующих двух групп языков.

  1. Языки панъевропейской группы (значение в кодовой странице - 1252): Afrikaans, Basque, Catalan, Danish, Dutch, English, Finnish, French, German, Icelandic, Indonesian, Italian, Norwegian, Portuguese, Spanish, Swedish.
  2. Языки с кириллицей (значение в кодовой странице - 1251): Russian, Byelorussian, Bulgarian, Ukrainian.

Чтобы посмотреть ACP (Active Code Page) значение кодовой страницы, характеризующей язык, для которого предназначена ваша версия Windows, можно обратиться к реестру Windows. Для этого надо запустить программу regedit и посмотреть значение ACP по ключу:

HKEY_LOCAL_MACHINESystemCurrentControlSetControlNlsCodepage

Глазами эксперта

  Татьяна Ашомко
Центр исследований проблем налогообложения

Предлагаем вашему вниманию консультацию из информационного банка ВопросыОтветы системы КонсультантБухгалтер. В консультации разъясняется вопрос, полученный разработчиками системы от пользователей.

Организация приобрела пейджеры и вносит за них ежемесячную абонентскую плату. Допустимо ли приходовать пейджеры как основные средства предприятия? Правомерно ли отнесение на затраты стоимости услуг пейджинговой связи?

Принятие к бухгалтерскому учету имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции (работ, услуг) либо для управления организацией, осуществляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Согласно нормам раздела "Основные средства" Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н), а также раздела 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 (утв. Приказом Минфина РФ от 03.09.97 N 65н) для принятия на баланс организации имущества в качестве объекта ОС необходимо учитывать как его стоимостную оценку, так и срок полезного использования.

В соответствии с п. 2.1 ПБУ 6/97 основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.

При этом необходимо обратить внимание на правило, закрепленное в пп. "б" п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, согласно которому руководитель организации имеет право установить меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, как элемент учетной политики, утверждаются приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации (п. 8 настоящего Положения).

Таким образом, пейджеры как аппаратура для приема радиовызова в зависимости от стоимости их приобретения и срока полезного использования принимаются на учет в качестве либо объекта основных средств, либо малоценных и быстроизнашивающихся предметов с последующим погашением стоимости путем начисления износа в общеустановленном порядке.

В соответствии с пп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552), в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата услуг связи как затраты, связанные с управлением производством.

Под услугами связи, согласно ст. 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи", понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке, в частности, сообщений электросвязи, которой является всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

Поскольку услуги пейджинговой связи, как услуги персонального радиовызова, полностью отвечают установленным Законом критериям, затраты на оплату таких услуг могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг).

При этом нужно учитывать, что необходимость использования на предприятии пейджинговой связи в производственных целях должна быть подтверждена организационно-распорядительными документами, например приказами или распоряжениями руководителя, должностными инструкциями и т.п.


Вопросы/ответы

В словаре поля "Дата в Минюсте" системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф появилась новая строчка - "Все документы, кроме зарегистрированных в Минюсте". С чем это связано?

Дело в том, что до июля в словарях полей "Номер", "Дата принятия", "Дата в Минюсте", "Номер в Минюсте" Карточки реквизитов системы КонсультантПлюс:ВерсияПроф присутствовал символ многоточие ("..."). Значение этого символа было неочевидно и зачастую вызывало вопросы пользователей, поэтому мы решили изъять символ "..." из системы. Однако в связи с тем, что опытные пользователи достаточно часто использовали этот символ для формирования поисковых запросов, мы решили там, где это необходимо, заменить многоточие на соответствующие условия, выраженные словами. Так, в поле "Дата принятия" многоточие заменено на фразу "до 1911 года", а в поле "Дата в Минюсте" - на фразу "Все документы, кроме зарегистрированных в Минюсте". Многоточия в остальных полях заменять на соответствующие фразы не представлялось целесообразным, так как в этих полях они не имели никакой поисковой ценности.

Руководство нашей организации решило приобрести сетевую версию систем семейства КонсультантПлюс. Можно ли установить станцию администратора не на сервере нашей локальной сети, а на другом компьютере?

Технология КонсультантПлюс предусматривает возможность установки станции администратора на любой из компьютеров, объединенных в локальную сеть. Однако для того чтобы дать однозначный ответ на Ваш вопрос, необходимо знать конфигурацию Вашей локальной сети. Поэтому мы советуем Вам обратиться к специалисту обслуживающего Вас регионального информационного центра, который и разъяснит, как оптимально организовать работу.

При работе с базой регионального законодательства мне понадобилось одновременно в базе Саратовской области, базе Псковской области и в базе Санкт-Петербурга найти в поле "Тематика" рубрику "Законодательство о финансах и кредите", но почему-то при объединении этих баз в Карточке реквизитов поле "Тематика" вообще отсутствовало.

Дело в том, что многобазовый поиск по тематике возможен только для баз, в которых используется один и тот же тематический рубрикатор. В базе по Санкт- Петербургу и Ленобласти используется рубрикатор, который отличается от единого рубрикатора, применяемого практически во всех остальных базах, и в том числе в системах по законодательству Саратовской области и Псковской области. Поэтому в данном случае многобазовый тематический поиск возможен только при объединении баз Саратовской области и Псковской области, а по базе Санкт-Петербурга и Ленобласти необходимый документ надо искать отдельно.

Отметим, что оригинальный четырехуровневый рубрикатор, используемый в системах по законодательству Москвы и Московской области, также отличается от рубрикаторов остальных систем по региональному законодательству.

Отвечали: Е.Гурова, А.Жиляев, А.Зюляев


Как пользоваться БизнесСправочником

Ольга Зугаева, руководитель проекта БизнесСправочник Ольга Зугаева
Руководитель проекта БизнесСправочник

С апреля 1999 г. для пользователей КонсультантПлюс введена новая дополнительная услуга - БизнесСправочник.

Содержание, цели создания, порядок установки и обновления, периодичность обновления БизнесСправочника, организация доступа к нему и т.п. были нами подробно описаны в N 7 (46), 1999 нашего бюллетеня. Кратко повторим лишь следующие моменты.

  • БизнесСправочник - специальный справочный раздел, который содержит информацию о компаниях и организациях, оказывающих определенные виды услуг. Данный раздел включен в Windows-версии систем семейства КонсультантПлюс по федеральному законодательству (рис. 1).
  • Основное содержание БизнесСправочника составляют рубрики, ориентированные на пользователей справочных правовых систем, и в первую очередь - на бухгалтеров, юристов, руководителей:
    • Программные средства автоматизации деятельности предприятий.
    • Бухгалтерский учет, аудит, консалтинг.
    • Услуги в области права.
    • Бизнес-образование.
    • Информационные услуги.
    • Подбор персонала.
  • Установка и последующее обновление справочно-информационных материалов БизнесСправочника входит в стандартный комплекс информационного обслуживания и производится автоматически при пополнении Windows-версий систем семейства КонсультантПлюс по федеральному законодательству.

Структура БизнесСправочника

В зависимости от характера представленной фирмами информации материалы БизнесСправочника могут иметь следующую структуру: Визитка (включает только адрес, телефон, факс, адреса электронной почты и Интернет-сайта) или Визитка плюс дополнительная текстовая информация о фирмах.

Внутри каждой тематической рубрики БизнесСправочника имеется два списка компаний и организаций.

Первый список - список компаний и организаций, предоставивших наиболее подробную информацию (этот список расположен в начале каждой тематической рубрики, см. рис. 2).

В этом списке представлены компании и организации, о которых, кроме Визитки, дана дополнительная текстовая информация: от краткого описания вида деятельности до детальной информации о компании (история создания и развития, основные направления деятельности, стоимость услуг, отличительные особенности, информация о клиентах и др.).

Второй список - полный алфавитный список компаний и организаций (расположен в каждом тематическом разделе после первого списка). В нем в алфавитном порядке представлены все компании и организации: и те, информация о которых представлена только в виде Визитки, и те, о которых имеется дополнительная текстовая информация (то есть все компании из первого списка).

Как найти компанию по названию

Для того чтобы получить информацию об интересующей вас компании или организации, название которой известно, обратитесь к тематической рубрике, к которой должна относиться эта компания, и ищите ее во втором списке, где все организации расположены по алфавиту.

Например, вам необходимо получить информацию об аудиторской фирме "Внешаудит". Для этого вы открываете рубрику "Бухгалтерский учет, аудит, консалтинг", обращаетесь ко второму списку и находите данную фирму по алфавиту.

Как найти компании, занимающиеся интересующим вас видом деятельности

Если вас интересует компания, которая могла быть вам полезна в той или иной ситуации (например, при подборе персонала), вам надо найти соответствующую рубрику БизнесСправочника и для начала обратиться к первому списку, так как информация об организациях в нем представлена наиболее полно, что может значительно облегчить ваш поиск. В случае если ни одна из компаний из этого списка вас не заинтересовала или вы хотите получить больше информации, расширьте свой поиск, просмотрев второй список, где приведены все компании и организации, занимающиеся данным видом деятельности.

По всем вопросам, связанным с БизнесСправочником, обращайтесь в координационный центр Сети КонсультантПлюс, в отдел БизнесСправочник.

Телефон/факс: (095) 956-8283
e-mail: advert@consultant.ru


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: