Главная

N 2 (41) ФЕВРАЛЬ 1999

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Некоммерческие проекты Сети КонсультантПлюс

 Анатолий Рыбко Руководитель отдела информационного обеспечения Анатолий Рыбко
Руководитель отдела информационного обеспечения
Участие в создании единого информационно-правового пространства - важнейшее направление нашей деятельности

Значение эффективной системы распространения правовой информации для современного гражданского общества трудно переоценить: реформа экономического уклада и политического устройства невозможна без доступа граждан к информации. Компания "Консультант Плюс", создавая и развивая доступные для массового потребителя каналы распространения правовой информации и эффективные компьютерные инструменты для работы с этой информацией, активно содействует созданию в России единого информационно-правового пространства.

Одним из важнейших своих достижений мы считаем создание Сети КонсультантПлюс - крупнейшей сервисной сети, работающей на российском рынке информационно-правовых услуг. Сегодня в 150 городах России работают около 10000 квалифицированных сотрудников более 300 региональных информационных центров Сети, которые обеспечивают полноценный и эффективный доступ к правовой информации более 600000 специалистов.

Участвуя в создании единого информационно-правового пространства, компания "Консультант Плюс" во всероссийском масштабе проводит и специальные некоммерческие программы информационной поддержки учреждений науки и образования, органов власти и управления Российской Федерации. В рамках этих программ в различных научных и учебных заведениях, в государственных органах по всей территории Российской Федерации на льготной основе установлено и обслуживается около 25000 экземпляров справочных правовых систем марки КонсультантПлюс, позволяющих обеспечить правовой информацией свыше 250000 рабочих мест.

Рассмотрим эти программы подробнее.

Поддержка отечественной науки и образования

Работа на перспективу - один из основных принципов деятельности компании "Консультант Плюс". Реализация широкомасштабной программы информационной поддержки российского образования и российских ученых лишнее тому подтверждение. В рамках данной программы осуществляется сотрудничество Сети КонсультантПлюс более чем с 2000 учебных и научных заведений по всей России. Среди них:

  • 233 академии;
  • 300 университетов;
  • 410 институтов;
  • 558 учебных центров;
  • 89 бизнес-школ;
  • 400 колледжей, училищ и техникумов;
  • 125 библиотек.

Благодаря льготному доступу к информационным ресурсам Сети КонсультантПлюс реальную возможность работать с массивом законодательства получили как студенты и преподаватели учебных заведений, так и ведущие ученые страны.

Кроме того, в рамках программы поддержки образования проводится обучение преподавателей работе с системами и обеспечение их методическими разработками, позволяющими наладить преподавание разделов информатики, связанных с правовыми компьютерными системами.

В числе учебных заведений, с которыми сегодня осуществляется полномасштабное сотрудничество, такие известные вузы, как Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Дипломатическая академия МИД РФ, Финансовая академия при Правительстве РФ, Воронежский, Омский, Ростовский государственные университеты и многие другие учебные заведения.

Уникальная программа информационной поддержки науки и образования постоянно развивается. В этом году новым элементом программы стала информационная поддержка библиотек, открывающих в своих стенах центры правовой информации. Результатом сотрудничества станет свободный доступ к информационным ресурсам Сети КонсультантПлюс читателей и сотрудников многих библиотек. Сегодня такая возможность уже реализована в Российской государственной библиотеке в Москве, Центральной городской библиотеке им. В.В.Маяковского в Санкт-Петербурге, в десятках других библиотек. Эта часть программы будет и дальше активно развиваться по мере оснащения библиотек компьютерной техникой.

Содействие правовой информатизации федеральных органов власти и управления РФ

Обеспечение широкого доступа специалистов, работающих в государственных ведомствах, к информационным ресурсам Сети КонсультантПлюс позволяет решать две общественно важные задачи. Во-первых, оно является необходимым элементом сотрудничества, позволяющего КонсультантПлюс оперативно и в полном объеме получать правовые документы различных государственных структур и в конечном итоге поддерживать эффективный канал доступа организаций и граждан к правовой информации. Во-вторых, обеспечение самих органов государственной власти и управления качественными информационными ресурсами и современными технологиями помогает специалистам государственного аппарата работать эффективнее, а в эффективной и качественной работе системы государственного управления, безусловно, заинтересовано все общество.

Сегодня в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства, в Государственной Думе и Совете Федерации, во всех федеральных министерствах и ведомствах информационные ресурсы Сети КонсультантПлюс доступны более чем с 12500 рабочих мест. На сегодняшний день АО "Консультант Плюс" заключило cвыше 60 прямых договоров о сотрудничестве и информационном обмене с федеральными органами власти и управления Российской Федерации.

Сеть КонсультантПлюс оказывает информационно-правовую поддержку не только самим министерствам и ведомствам, но и их территориальным подразделениям. Так, системы КонсультантПлюс установлены:

  • в 788 государственных налоговых инспекциях;
  • в 295 таможнях и таможенных постах;
  • в 322 финансовых управлениях и отделениях федерального казначейства;
  • в 74 территориальных ГУ ЦБ и национальных банках субъектов РФ;
  • во всех окружных арбитражных судах и 75 арбитражных судах субъектов РФ.

Наряду с информационной КонсультантПлюс оказывает государственным органам и программную поддержку, предоставляя им специальные компьютерные технологии. Так, сегодня на основе технологии КонсультантПлюс базы собственной документации ведут в Администрации Президента РФ, в Государственной Думе РФ, Министерстве по налогам и сборам РФ, Министерстве финансов РФ, Центральном Банке РФ.

Сотрудничество с органами власти субъектов федерации и с органами местного самоуправления

В настоящее время субъекты федерации имеют значительную самостоятельность в решении многих жизненно важных вопросов, роль органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления существенно возросла. Поэтому программа сотрудничества Сети КонсультантПлюс с региональными и муниципальными структурами представляется нам весьма важной. В рамках этой специальной программы региональными информационными центрами Сети КонсультантПлюс заключено свыше 2000 договоров об установке и обслуживании систем на 20000 компьютеров. Благодаря пятилетнему взаимодействию Сети КонсультантПлюс с региональными органами власти была выполнена задача обеспечения доступа предприятий и граждан к сводному массиву регионального законодательства, долгие годы ждавшая своего решения. Уникальная система КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство, включающая сегодня документы законодательства 73 субъектов РФ, позволила специалистам, разрабатывающим правовые акты субъектов федерации, использовать в своей работе опыт коллег из других регионов.

Подтверждением заинтересованности региональных и местных властей в сотрудничестве служит тот факт, что во многих (более 20) регионах страны приняты специальные официальные постановления об обязательной передаче новых нормативных документов для включения в региональные выпуски КонсультантПлюс.

Участие в государственном проекте правовой реформы в России

В настоящее время компания "Консультант Плюс" завершает разработку системы классификации правовых актов РФ, проводимую в рамках государственного Проекта правовой реформы в России.

Эта важнейшая государственная работа, направленная на выработку определенных стандартов для классификации правовых актов, ведется компанией по заказу Российского фонда правовых реформ. Очевидно, что разработка таких стандартов - необходимое условие создания единого информационно-правового пространства в России.

В ходе первого этапа работ было проведено комплексное исследование важнейших вопросов классификации правовых актов, изучена правовая основа классификации, проанализированы методологии прошлых и существующих классификаторов, проведен сравнительный анализ систем классификации Германии, Франции, Швейцарии и России.

Разработанная КонсультантПлюс на первом этапе общая схема системы классификации правовых актов учитывает современное состояние законодательства и перспективы его развития и пригодна для реализации как в компьютерных системах, так и на бумажных носителях. Она широко обсуждалась специалистами, было получено много отзывов и полезных предложений. Так, на научно-практическом семинаре в Государственной Думе ведущие ученые-юристы, руководители юридических служб органов государственной власти РФ, представители субъектов федерации в целом положительно оценили проделанную работу.

В настоящее время заканчивается второй этап исследований, в ходе которого планируется завершить разработку предметного классификатора правовых актов. Работа ведется экспертами компании "Консультант Плюс" совместно с известными учеными-юристами. Надеемся, что ее результаты будут активно использоваться во многих государственных ведомствах, на предприятиях и в организациях.

Как и большинство российских предприятий, компания "Консультант Плюс" заинтересована в развитии России как современного правового государства. Поэтому компания активно проводит некоммерческие программы, способствующие этому процессу. Так, КонсультантПлюс неоднократно содействовал государственным органам в организации широкого ознакомления и обсуждения законопроектов: в 1997-1998 г. на Интернет-сервере и в системах КонсультантПлюс размещались проекты Налогового и Бюджетного кодексов РФ, которые предоставлялись всем желающим. Был организован сбор замечаний и предложений по этим законопроектам от граждан и юридических лиц. Еще одним примером такой работы может служить краткосрочная программа правовой поддержки российского бухгалтера, реализованная Сетью КонсультантПлюс осенью 1998 г., в первый, наиболее психологически трудный, период экономического кризиса. В рамках этой программы каждый бухгалтер мог получить специальный выпуск системы КонсультантПлюс:НалогиБухучет. Данной поддержкой воспользовались более 25000 бухгалтеров предприятий малого и среднего бизнеса.

Считая задачу создания единого информационно-правового пространства одной из важнейших задач государства, компания "Консультант Плюс" и в дальнейшем планирует уделять особое внимание проведению масштабных некоммерческих проектов, способствующих ее решению.

Новое в системах: ДеловыеБумаги

 Михаил Рогожев Руководитель проекта ДеловыеБумаги Михаил Рогожев
Руководитель проекта ДеловыеБумаги

В справочной системе ДеловыеБумаги началась простановка внешних гипертекстовых ссылок на справочную правовую систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Пользователи уже могут видеть гипертекст в обработанных документах.

Первоначально гипертекстовые ссылки будут проставляться в типовых формах, утвержденных министерствами и ведомствами, что даст пользователю возможность сразу переходить из типовой формы в документ, содержащий инструкцию по ее заполнению.

Полностью гипертекст будет реализован в конце весны текущего года.

Глазами эксперта

  Сергей Супотницкий
Центр исследований проблем налогообложения

 

 Глазами эксперта

Предлагаем Вашему вниманию консультацию, в которой разъясняется вопрос, полученный разработчиками системы КонсультантБухгалтер от пользователей. Данная консультация включена в информационный банк ВопросыОтветы.

Статьей 5 Закона РФ "О НДС" предусмотрено, что от налога освобождаются обороты по реализации конфискованных ценностей. Можно ли считать конфискацией принудительное изъятие государственной налоговой полицией у организации-недоимщика имущества, на которое наложен административный арест, и передачу его для реализации сторонней организации с последующим направлением средств, полученных от реализации этого имущества, в бюджет в счет погашения задолженности по налогам организации-недоимщика? Нужно ли исчислять НДС с оборотов по реализации арестованного имущества и что является в данном случае облагаемым оборотом?

Согласно ст. 1 и 45 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации представляет собой меру принудительного исполнения судебных актов и актов других уполномоченных органов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации (ст. 46 указанного Закона).

При этом согласно Временному положению о порядке обращения взыскания на имущество организаций (утв. Указом Президента РФ от 14.02.96 N 199) административный арест имущества организации-должника осуществляется для обеспечения исполнения организацией-должником ее обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Конфискация представляет собой безвозмездное изъятие имущества с обращением его в доход государства как санкцию за совершение преступления или иного правонарушения (ст. 243 ГК РФ, ст. 52 УК РФ, ст. 29 КоАП РФ).

Согласно ст. 235 ГК и конфискация, и обращение взыскания на имущество должника являются принудительным изъятием имущества у собственника и влекут за собой прекращение права собственности. При этом конфискацию как меру юридической ответственности за совершенное правонарушение, приводящую к лишению собственника прав на определенное имущество, следует отличать от изъятия (ареста) имущества как процессуальной меры обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации (п. 4 ст. 51 Закона "Об исполнительном производстве").

Изъятие (арест) имущества, осуществляемое уполномоченными на это органами, хотя и ограничивает в определенной степени право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству.

Так, согласно ст. 51 и 52 Закона "Об исполнительном производстве" должник утрачивает право распоряжения арестованным имуществом, но при этом имущество может быть передано ему на хранение и должник вправе им пользоваться. Право пользования может быть ограничено при изъятии имущества, но право владения по-прежнему принадлежит должнику и утрачивается им только после продажи арестованного имущества (п. 2 ст. 237 ГК РФ).

Аналогичные нормы закреплены п. 5 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (утв. ГНС РФ 25.05.94 N ВГ-4-08/57н, ДНП России 26.05.94 N СА-574, Минфином РФ 25.05.94 N 58, зарегистрировано Минюстом РФ 24.06.94 N 609), действующего в части, не противоречащей вышеуказанному Временному положению. В соответствии с этим пунктом налогоплательщик, на имущество которого наложен административный арест, сохраняет за собой право владения имуществом, ограничиваясь в правах в отношении пользования и распоряжения им.

Необходимо также подчеркнуть, что обращение взыскания на имущество должника в отличие от конфискации не носит безвозмездного (без получения платы или иного встречного предоставления) характера. Так, согласно ст. 77 указанного выше Закона денежная сумма, полученная путем реализации имущества должника, используется для удовлетворения требований взыскателя, то есть для погашения задолженности должника по обязательствам. Более того, денежная сумма, оставшаяся после удовлетворения всех требований взыскателя, возвращается должнику.

Аналогичным образом этот вопрос решен и в п. 16 Временного положения, согласно которому оставшиеся после удовлетворения требований взыскателя средства от продажи имущества должника за вычетом расходов по обращению взыскания подлежат направлению должнику.

На основании вышеизложенного принудительно изъятое государственной налоговой полицией имущество предприятия, на которое наложен административный арест, конфискованным считать нельзя.

Поскольку Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (ред. от 31.07.98) от НДС освобождены обороты по реализации именно конфискованных ценностей, то реализацию арестованного имущества следует производить с учетом этого налога.

Никаких особенностей определения налогооблагаемого оборота и исчисления налога на добавленную стоимость при реализации имущества, изъятого органами налоговой полиции в погашение налоговых недоимок, указанным Законом не предусмотрено. Поэтому облагаемый оборот определяется в общеустановленном порядке.

 

Вопросы/ответы

Почему в КонсультантПлюс:ВерсияПроф нет писем Госналогслужбы РФ, принятых в 1999 г.?

Документы этого ведомства в системе есть. Дело в том, что Указом Президента РФ от 23.12.98 N 1635 Госналогслужба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ). Поэтому, для того чтобы найти документы данного ведомства, принятые в последнее время, надо задать в поле "Принявший орган" значение "МНС РФ". Если Вы не уверены, что документ был принят после выхода Указа N 1635, задайте в этом поле "Госналогслужба РФ" и "МНС РФ" с логическим условием "ИЛИ".

Документы Высшего Арбитражного Суда РФ включаются как в КонсультантАрбитраж, так и в КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Не могли бы вы пояснить, каков принцип включения документов ВАС РФ в справочную систему КонсультантАрбитраж?

Все документы ВАС РФ можно условно разделить на 4 группы:

  • постановления Пленумов ВАС РФ;
  • информационные письма Президиума ВАС РФ;
  • постановления Президиума ВАС РФ;
  • прочие документы ВАС РФ.

Рассмотрим каждую из групп документов ВАС РФ в отдельности.

1. Постановления Пленумов ВАС РФ.

Их в свою очередь можно разделить на три части: постановления по вопросам судебно-арбитражной практики, по организационно-управленческим вопросам и постановления по конкретным делам.

1.1. Постановления по вопросам судебно-арбитражной практики либо являются обзорами практики разрешения арбитражными судами различных категорий споров, либо содержат разъяснения и рекомендации по вопросам применения законодательства при рассмотрении споров. Состоят они, как правило, из пунктов (исчисляемых порой десятками), в которых рассматриваются различные аспекты вопроса.

Они включаются целиком в КонсультантПлюс:ВерсияПроф.

В КонсультантАрбитраж все эти постановления также присутствуют, но в другом виде. Каждое постановление разбивается на логически независимые части, как правило соответствующие его пунктам. Каждая такая часть является отдельным документом в КонсультантАрбитраж. Это позволяет работать не с полным текстом постановления (достаточно объемным), а только с той его частью, которая в данный момент представляет интерес. Если же нужен текст постановления как единое целое, то, как уже говорилось, он есть в КонсультантПлюс:ВерсияПроф.

1.2. Постановления по организационно-управленческим вопросам не являются "значимыми" документами для широкого круга пользователей, так как затрагивают "внутреннюю жизнь" системы арбитражных судов и содержат информацию о кадровых назначениях и т.п.

В настоящий момент они отсутствуют в КонсультантПлюс:ВерсияПроф и в КонсультантАрбитраж (но часть этих документов есть в КонсультантПлюс:Эксперт). В ближайшей перспективе планируется включать их в КонсультантАрбитраж в целях наиболее полного представления в системе документов ВАС РФ.

1.3. Количество постановлений Пленумов ВАС РФ по конкретным делам незначительно, и они есть как в КонсультантПлюс:ВерсияПроф, так и в КонсультантАрбитраж. Такие постановления принимались до вступления в действие нового АПК РФ (01.07.95).

2. Информационные письма Президиума ВАС РФ.

Документы этой группы схожи с постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебно-арбитражной практики и включаются в системы по тому же принципу: в КонсультантПлюс:ВерсияПроф они представлены целиком, а в КонсультантАрбитраж - в виде частей.

3. Постановления Президиума ВАС РФ.

Постановления Президиума ВАС РФ представляют собой судебные акты по делам, пересмотренным ВАС РФ в порядке надзора. Эта группа документов появилась после вступления в действие нового АПК РФ (01.07.95).

Все имеющиеся постановления Президиума ВАС РФ включаются в полном объеме в КонсультантАрбитраж. То есть полный свод постановлений есть только в КонсультантАрбитраж.

Незначительная часть постановлений Президиума ВАС РФ в виде приложений к документам других ведомств (МНС, ГТК) содержится и в КонсультантПлюс:ВерсияПроф.

4. Прочие документы ВАС РФ.

Это, как правило, информационные письма о вступлении в действие тех или иных нормативных актов, содержащие краткое изложение этих актов. Они представлены в основном в КонсультантПлюс:ВерсияПроф. В КонсультантАрбитраж они представлены незначительно, но в дальнейшем разработчики системы планируют увеличить их количество.

Отвечали: А.Зюляев, М.Рогожев

 

КОРОТКО

С 25 января по 7 марта 1999 г. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова проводит Интернет-конкурс "Московский университет: история, люди, факты", в котором могут принять участие все желающие. Компания "Консультант Плюс", ядро которой, как известно, составляют выпускники МГУ, является одним из спонсоров данного конкурса. Условия конкурса - на сервере priz.guru.ru.

"Бухгалтерский учет и аудит'99"

Бухгалтерский учет и аудит 99
"Бухгалтерский учет и аудит'99"

 

В январе 1999 г. в Москве прошла шестая специализированная выставка "Бухгалтерский учет и аудит'99".

В выставке приняли участие разработчики комплексов автоматизации учета, разработчики справочных правовых систем, консалтинговые и аудиторские компании, а также средства массовой информации.

Сеть КонсультантПлюс была представлена на выставке московскими региональными центрами; на стенде работали также сотрудники координационного центра Сети. В нынешнем году АО "Консультант Плюс" не только участвовало в выставочной экспозиции, но и спонсировало финальное мероприятие выставки - Праздник бухгалтера и налогового инспектора.

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: