Все новости
Сегодня
Текущие расходы медучреждения за счет ОМС: интересная практика конца 2023 - начала 2024 года
Сегодня
Убытки госзаказчиков: интересные примеры из практики за 2022 - 2024 годы
18 мая
Страхователь сдал ЕФС-1 не в срок из-за технического сбоя – суд признал штраф правомерным
18 мая
Дистанционное открытие банковского счета в рамках специального порядка: проект Росфинмониторинга
18 мая
Минфин обновляет программу разработки СГС
18 мая
Оригиналы документов о деятельности: суд обязал бывшего директора передать их организации
17 мая
Проект об открытии счетов эскроу без явки дольщиков-физлиц внесен в Госдуму
17 мая
Суды: выплата надбавки, которой нет в положении об оплате труда, не говорит о ее нецелевом характере
17 мая
Совет ЕЭК установил правила проверок систем фармаконадзора
17 мая
День отдыха с сохранением зарплаты: суд не поддержал начисление взносов
17 мая
Выборочный контроль алкоголя при его розничной продаже: Минфин разработал критерии отбора продукции
17 мая
Временный перевод к другому работодателю, отпуск инвалида и другие новшества ТК РФ: проект в Госдуме
17 мая
КС РФ: налоговики нарушили сроки контрольных мероприятий – начисление пеней за этот период законно
17 мая
Госзаказчиков обяжут указывать долю вторсырья при описании большего числа товаров: проект Минэнерго
17 мая
Минприроды разъяснило нюансы обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
16 мая
Ростехнадзор обобщил практику по лицензионному контролю за 2023 год
16 мая
Изыскательские работы в лесу: порядок использования участков заработает с 1 сентября 2024 года
16 мая
Банкротство: Верховный суд обобщил практику за 2023 год
16 мая
Предельные отпускные цены производителей на ЖНВЛП: правила регулирования изменятся с 1 сентября
16 мая
Минздрав представил образцы платежек для штрафов и возврата субсидий
16 мая
Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум с 2025 года почти на 15%
16 мая
Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: апрель 2024 года
16 мая
Отпуск в 2024 году: важные нюансы для бухгалтера
16 мая
КС РФ: срок взыскания задолженности не продлевают из-за несвоевременных действий налоговой инспекции
16 мая
Даже если работник провел в месте учебы часть основного отпуска, Роструд советует оплатить проезд
16 мая
Госзаказчик выиграл спор о снижении цены по условиям допуска – ВС РФ отказал в пересмотре дела
15 мая
Декларировать безопасность гидротехнических сооружений будут по обновленным правилам
15 мая
Маркировка напитков: изменения для ретейла, общепита и других участников оборота с 1 июня
15 мая
Выезд за границу лиц, имеющих допуск к гостайне: проект об усилении контроля в Госдуме
15 мая
Штраф был больше нецелевого расхода почти в 10 раз – суд признал санкцию законной
15 мая
Посещение пациентов в психоневрологических интернатах: Минтруд утвердил правила
15 мая
ВС РФ напомнил: неравноценность встречного исполнения определяют не только по рыночным ценам
15 мая
УСН при продаже товаров на маркетплейсе: ФНС пояснила, как продавцу определять базу
15 мая
Налоговая нагрузка и рентабельность: ФНС опубликовала среднеотраслевые показатели за 2023 год
15 мая
Сотрудник опоздал на рейс и не вернулся из отпуска вовремя — суды не поддержали увольнение за прогул
15 мая
Заявитель жалобы не участвовал в госзакупке – кассация не взыскала затраты на ее подготовку
6 декабря 2023

Деловая репутация врачей и клиник: примеры из судебной практики за 2022 – 2023 годы

Вправе ли врач требовать удаления своих данных из интернета? Может ли он написать ответ на негативный отзыв в сети? Стоит ли клинике подавать иск, если она имеет низкий рейтинг на сайте? Ответы на эти и другие вопросы по защите деловой репутации читайте в нашем обзоре.

Профиль врача с негативными отзывами удалят только по веским основаниям

Врач УЗИ требовал удалить с популярного сайта его профиль с негативными отзывами. Три инстанции иск поддержали. СМИ обратилось в Конституционный суд. Он указал, что дело подлежит пересмотру:

  • сетевое издание вправе размещать персональные данные врача без его согласия, если ранее их разместили на сайте клиники по требованию закона;
  • по обращению врача редакция СМИ должна проверять порочащие сведения, на время проверки не показывать негативный отзыв или делать отметку о его спорном характере;
  • врачу и клинике должны предоставить возможность написать ответ на негативный отзыв, при этом в ответе нельзя разглашать врачебную тайну;
  • суд может запретить изданию размещать сведения о враче, если оно систематически нарушает его права или допускает такие нарушения лицами, которые пишут отзывы. Запрет возможен, когда иные способы защиты не помогли.

1-й КСОЮ решил, что в иске нужно отказать, т.к. сведения о враче разместили законно, право на опровержение не ограничивали.

В большинстве случаев суды назначают лингвистическую экспертизу

Стоматологическая клиника подала иск к сетевому изданию. В публикации в числе прочего написали об удалении здоровых зубов пациента.

АС Западно-Сибирского округа поддержал клинику:

  • по заключению лингвистической экспертизы фразы содержали утверждения о фактах — негативную информацию о противоправных действиях клиники;
  • в информированном добровольном согласии пациенту сообщили цели и методы оказания помощи, возможные варианты вмешательств, их последствия и т.п.;
  • ответчик не доказал, что спорные сведения достоверны.

Выводы экспертизы учел и 7-й КСОЮ. Главврач клиники смог доказать, что публикация в соцсети дискредитирует его профессиональные качества, т.к. содержит информацию о нарушении закона и недобросовестной работе.

Hе во всех случаях суды соглашались с заключением эксперта. 4-й КСОЮ направил на пересмотр дело, в котором суд сделал вывод, противоположный заключению эксперта. Суд решил, что отзыв содержит сведения о фактах, а по мнению эксперта, в отзыве пациент выразил свои ощущения, эмоции и предположения.

АС Северо-Кавказского округа рассмотрел заключение эксперта о порочащем характере сведений, но указал, что отзыв пациента содержит оценочное суждение, которое нельзя проверить. ВС РФ отказал в пересмотре дела.

В редких случаях суды делают выводы без проведения экспертизы. Например, 9-й КСОЮ решил: слова носят оскорбительный характер, т.к. их негативный смысл общеизвестен.

Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах

Пациент оставил негативный отзыв о враче на популярном сайте. Три инстанции посчитали, что в отзыве выражено субъективное мнение пациента, и отказали в иске. Верховный суд направил дело на новое рассмотрение и указал:

  • судам следует различать утверждения о фактах и оценочные суждения, т.к. первые можно проверить, а вторые — нет. Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах;
  • суды не оценили, можно ли проверить сведения о том, что врач нарушил график приема, неверно оформил больничный лист, назначил препараты без учета аллергии у больного;
  • суд не разъяснил врачу право заявить ходатайство о проведении лингвистической экспертизы и не назначил ее по своей инициативе;
  • экспертиза нужна для правильного разрешения спора, что фактически признала апелляция.

Отметим, выводы по данному делу ВС РФ включил в обзор судебной практики за 2023 год.

АС Уральского округа рассмотрел спор о телепрограмме, в которой пациент обвинил медиков в избиении. Клиника потребовала разместить опровержение на телеканале, но получила отказ. Суды решили: видеосюжет представляет собой рассказ пациента о том, что происходило при его лечении, т.е. его личное восприятие. Кассация указала, что заявление о пытках и побоях — это утверждение о нарушении законодательства, а не субъективное мнение пациента о медуслуге. Дело направили на новое рассмотрение.

Низкий рейтинг клиники на сайте — не повод обращаться в суд

Поводом для судебного спора стали низкий рейтинг клиники на интернет-ресурсе и отметка о подозрительной активности в отзывах. Пользователи сайта оставили 168 отзывов о клинике с оценками от 1 до 5, однако ее рейтинг составлял 0. Клиника указала, что не предпринимала никаких действий по "накрутке" рейтинга.

АС Западно-Сибирского округа отметил:

  • владелец сайта вправе устанавливать ограничения за нарушение правил сервиса;
  • при регистрации на сайте клиника согласилась с его правилами;
  • на сайте не указано, что рейтингом манипулировала именно клиника;
  • информация о рейтинге сама по себе не может порочить деловую репутацию компании. Рейтинг зависит от поступивших отзывов и конкретной методики расчета.

Суд пришел к выводу, что клиника подала иск с целью повысить свой рейтинг на сайте, а не для защиты деловой репутации.

Связанные новости