Все новости
Сегодня
Важные новости для специалиста организации здравоохранения за май
1 июня
Отсрочка и рассрочка по налогам и страховым взносам: ФНС изменила лимиты для рассмотрения заявлений
1 июня
Состав аптечки первой помощи работникам изменится с 1 сентября
1 июня
Новая обязанность брокеров и управляющих ценными бумагами с 1 января 2025 года: закон опубликован
1 июня
Ежегодная семейная налоговая выплата на детей: проект в Госдуме
31 мая
Порядок обращения ветеринарных лекарственных средств в странах ЕАЭС изменится с 22 июня
31 мая
Совет ЕЭК изменил правила регистрации и экспертизы лекарств
31 мая
Нарушение авторских и смежных прав в интернете: ВС РФ подготовил обзор практики
31 мая
Налоговая реформа: правительство одобрило поправки
31 мая
Несчастный случай на производстве: как с 1 сентября 2024 года оформить акт Н-1С
31 мая
Общероссийские правила продажи алкоголя на летних верандах заработают с 1 июня 2024 года
31 мая
Споры об упущенной выгоде: интересные примеры из практики за 2022-2024 годы
31 мая
Приостановку служебного контракта хотят продлить на время больничных мобилизованных и контрактников
31 мая
Больничный хотят оплачивать мобилизованным и контрактникам после окончания службы: проект Минтруда
31 мая
Минфин напомнил банкам о нюансах освобождения от НДС операций по сопровождению
31 мая
Налоговый расчет доходов иностранных компаний: ФНС уточнила, какие работы и услуги можно не включать
31 мая
Безопасность труда в жару: Роспотребнадзор напомнил о рекомендациях
31 мая
Кассация защитила заказчика в споре о незаконных критериях оценки заявок по Закону N 223-ФЗ
30 мая
Правительство утвердило правила маркировки велосипедов и велосипедных рам
30 мая
Обзор ВС РФ N 1 (2024): на какие позиции обратить внимание
30 мая
Опубликован закон о запрете упрощенной идентификации при крупных переводах без открытия счета
30 мая
Налоговая реформа РФ: обзор последних новостей
30 мая
ФНС пояснила, как заполнить счет-фактуру при импорте в Россию из ЕАЭС
30 мая
Госзаказчики смогут отстранять участников за любые недостоверные данные: проект прошел первое чтение
30 мая
Эксперимент по удаленному мониторингу пациентов с помощью цифровых устройств хотят расширить
30 мая
Питание в школе: Минпросвещения разъяснило нюансы использования экономии субсидии
30 мая
Нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами: штраф для поставщиков ресурсов вырастет
30 мая
Справка о доходах за 2023 год: ФНС разъяснила, по какой форме выдавать документ сотруднику
30 мая
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март – апрель 2024 года
29 мая
Федеральный строительный надзор: уточнен порядок взаимодействия сторон
29 мая
Закон о значительных изменениях в сфере банкротства действует с 29 мая 2024 года
29 мая
Капстроительство: Минстрой указал на нюансы признания рабочей документации частью проектной
29 мая
Продажа ипотечной недвижимости физлиц: проект о новых обязанностях залогодержателей прошел Госдуму
29 мая
Ремонт больницы: оплатить простой сотрудникам за счет ОМС апелляция не разрешила
29 мая
Питание работников: суд разрешил не облагать взносами компенсацию
29 мая
Выдача медицинских заключений на природные лечебные ресурсы: правительство утвердило правила
29 мая
ФНС скорректировала контрольные соотношения для РСВ
29 мая
Закон об уплате НДС при продаже товаров через электронные торговые площадки опубликован
29 мая
Изменение налоговой системы РФ: Минфин внес законопроект в правительство
29 мая
Поправки к ТК РФ о доплатах наставникам приняты в первом чтении
29 мая
ФНС: стандартные вычеты по НДФЛ нельзя применить к дивидендам
29 мая
Клининг и техническая эксплуатация: ФНС привела показатели возможного уклонения от уплаты налогов
29 мая
Суды поддержали участника, которого отстранили от закупки с доптребованиями за некомплект документов
10 июня 2019

С 9 июня бюджетников штрафуют по новым нормам КоАП РФ

Вступил в силу закон, которым, по сути, переписаны статьи КоАП РФ об административной ответственности за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы.

Рассмотрим изменения подробнее.

Кого касаются изменения?

Закон разграничивает составы правонарушений в области бухучета и отчетности по субъектам.

Отдельные статьи должны применяться в отношении должностных лиц следующих организаций (далее — организации бюджетной сферы):

  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных органов;
  • органов местного самоуправления;
  • органов управления внебюджетными фондами (в том числе территориальными);
  • иных организаций, которые осуществляют бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета или составлению бюджетной отчетности.

Как меняются составы?

За грубое нарушение требований к бухучету и отчетности по ст. 15.11 КоАП РФ теперь наказывают должностных лиц всех компаний, кроме организаций бюджетной сферы. Размер штрафа остался прежним: от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

За ошибки в бухучете и бухотчетности организаций бюджетной сферы применяются специальные "бюджетные" составы. Ранее в специальной норме упоминалась бюджетная отчетность. Норм об ответственности учреждений за ошибки в бухучете и бухотчетности не было, поэтому применяли общий порядок.

По специальной норме штрафуют должностных лиц за непредставление или нарушение срока подачи не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности. Штраф прежний: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Статью 15.15.6 КоАП РФ разделили на части.

Первая часть касается только правонарушений, связанных с самим фактом представления отчетности. Текст ранее действующей редакции дополнен нормами об ответственности за нарушение порядка представления не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности.

Другие части статьи касаются представления недостоверной отчетности.

Искажение показателей отчетности теперь разделяют на незначительное, значительное и грубое. От степени искажения зависит мера ответственности, в том числе при повторном нарушении.

Ранее должностное лицо можно было привлечь к ответственности только за сдачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов и их исполнения. Штраф составлял от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Вместо этого состава введено несколько новых. Мера ответственности различается в зависимости от степени искажения денежных показателей, которое привело к отражению неправильной информации об активах, обязательствах или финрезультате. При незначительном искажении могут ограничиться предупреждением. А вот за грубое искажение грозит штраф на сумму до 30 тыс. руб. За повторное нарушение наказание жестче. Те же составы применяются и при недостоверности консолидированной отчетности.

Критерии для определения степени искажения показателей перечислены в примечании к статье КоАП РФ. Для незначительного и значительного искажения учитываются только числовые значения, а вот для грубого нарушения требований к учету предусмотрены дополнительные критерии.

Для оценки степени искажения применяется любой из критериев, указанных в следующей таблице.

Нарушение

Искажение денежного показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Занижение сумм налогов, взносов и сборов из-за искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Иные критерии

Незначительное искажение

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения не превышает 100 тыс. руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Не превышает 100 тыс. руб.

Отсутствуют

Значительное искажение

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма превышает 1 млн руб.

Более 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Отсутствуют

Грубое нарушение требований к учету, в том числе к отчетности

  • Более чем на 10%;
  • не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 1 млн руб.

Более 1 млн руб.

  • Искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
  • включение в отчетность показателей, которые не подтверждены регистрами бухучета и первичными документами;
  • регистрация в регистрах бухучета мнимого или притворного объекта;
  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;
  • отсутствие первичных документов, регистров, отчетности или аудиторского заключения, если оно обязательно, в течение сроков хранения

Обратите внимание: названные критерии отличаются от тех, которые уже были установлены или предлагались Минфином ранее. Степень значимости искажений показателей отчетности определяется, например:

Прежняя редакция КоАП РФНовая редакция КоАП РФ

Состав

Наказание

Состав

Наказание

Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для проектов бюджетов и их исполнения, непредставление или несвоевременное представление бюджетной отчетности, формирование и представление сведений с нарушением установленных требований

Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с незначительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 5 тыс. до 15 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности со значительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. (за повторное нарушение от 15 тыс. до 30 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с грубым искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 30 до 50 тыс. руб.)

Для нарушений в сфере бюджетного учета ассигнований, ЛБО и обязательств используются разные составы, также добавлен новый состав для ГРБС. Размер штрафов оставили прежним.

Ранее должностные лица отвечали по одной статье за нарушения, связанные с бюджетными сметами и учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств. Эти составы разделили по разным частям данной статьи.

Так, могут штрафовать должностных лиц:

  • ГРБС — за нарушение порядка формирования или представления обоснований бюджетных ассигнований (новый состав);
  • казенных учреждений — за нарушение порядка работы с бюджетными сметами (состав применялся и ранее);
  • ПБС — за нарушение более чем на 10 рабочих дней срока постановки на учет обязательств или внесения в них изменений (новая формулировка состава).

За все указанные нарушения штраф остался прежним: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Когда должностные лица могут избежать ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности?

Теперь не оштрафуют бухгалтеров, а также тех, с кем заключен договор на ведение учета, если искажения допущены по следующим причинам:

  • первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;
  • первичные документы для регистрации в регистрах не были переданы или были переданы с опозданием.

Кроме того, предусмотрены случаи, когда должностные лица освобождаются от ответственности за нарушение порядка составления и представления бюджетной отчетности и бухотчетности.

Во-первых, это возможно, если подана уточненная налоговая декларация или расчет и уплачены недоимка, которая возникла из-за искажения данных в учете, и пени. Обязательное требование: должны быть соблюдены условия НК РФ.

Во-вторых, ответственность не наступит, если представить уточненную отчетность:

1) до принятия отчетности финорганом, ГРБС, органом с функциями и полномочиями учредителя или иным лицом, которое ответственно за формирование консолидированной отчетности;

2) после принятия отчетности, но до момента, когда орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибки;

3) после проведения уполномоченным органом проверки отчетности, которая не выявила исправляемые ошибки.

Связанные новости