Участники вооруженных конфликтов
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники вооруженных конфликтов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовая характеристика мародерства как преступления против мира и безопасности человечества в российском уголовном законодательстве
(Лобач Д.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Сложнее обстоит ситуация с теми, кто не пользуется правовой защитой в соответствии с международным гуманитарным правом. Так, согласно ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол N 1), наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Если круг потерпевших от мародерства определять исключительно через действие норм международного гуманитарного права, то лица, участвующие в вооруженном конфликте в качестве наемников, утрачивают статус лиц, пользующихся защитой, что закономерным образом исключает регулятивное действие нормы ст. 356.1 УК РФ. Вместе с тем бланкетный характер ст. 356.1 УК РФ не исчерпывается действием норм международного гуманитарного права, регламентирующих международные обязанности в сфере гуманитарного права, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках универсального правопреемства. Необходимость правовой защиты участников вооруженного конфликта, если они не могут быть признаны в качестве комбатантов или военнопленных (например, шпионы, наемники, террористы, бандиты), вытекает из международного принципа уважения прав и свобод человека, который дополняет и развивает действие уголовно-правового принципа гуманизма. По этой причине лица, которые не подпадают в системе международного гуманитарного права под международную защиту в качестве комбатантов или военнопленных, могут быть признаны в качестве потерпевших от мародерства.
(Лобач Д.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Сложнее обстоит ситуация с теми, кто не пользуется правовой защитой в соответствии с международным гуманитарным правом. Так, согласно ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол N 1), наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Если круг потерпевших от мародерства определять исключительно через действие норм международного гуманитарного права, то лица, участвующие в вооруженном конфликте в качестве наемников, утрачивают статус лиц, пользующихся защитой, что закономерным образом исключает регулятивное действие нормы ст. 356.1 УК РФ. Вместе с тем бланкетный характер ст. 356.1 УК РФ не исчерпывается действием норм международного гуманитарного права, регламентирующих международные обязанности в сфере гуманитарного права, которые Российская Федерация взяла на себя в рамках универсального правопреемства. Необходимость правовой защиты участников вооруженного конфликта, если они не могут быть признаны в качестве комбатантов или военнопленных (например, шпионы, наемники, террористы, бандиты), вытекает из международного принципа уважения прав и свобод человека, который дополняет и развивает действие уголовно-правового принципа гуманизма. По этой причине лица, которые не подпадают в системе международного гуманитарного права под международную защиту в качестве комбатантов или военнопленных, могут быть признаны в качестве потерпевших от мародерства.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается утверждений авторов сообщения о том, что непредоставление государством-участником им как гражданским лицам - жертвам вооруженного конфликта и жертвам системы сексуального рабства, существовавшей в военное время, надлежащей социальной поддержки, репараций, льгот и признания, соразмерных понесенному им ущербу, являлось нарушением статей 1 и 2 Конвенции, то Комитет сослался на пункт 19 своей Общей рекомендации N 33, касающейся доступа женщин к правосудию, где он рекомендует государствам-участникам обеспечивать, чтобы правовая защита была адекватной, эффективной, оперативной, всеохватной и соразмерной тяжести причиненного ущерба. В зависимости от обстоятельств, средства правовой защиты должны включать реституцию (восстановление в правах), компенсацию (в виде денег, товаров или услуг) и реабилитацию (оказание медицинской и психологической помощи и оказание других социальных услуг). Средства возмещения гражданского ущерба и меры уголовного наказания не могут быть взаимоисключающими (пункт 9.3 Мнений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Что касается утверждений авторов сообщения о том, что непредоставление государством-участником им как гражданским лицам - жертвам вооруженного конфликта и жертвам системы сексуального рабства, существовавшей в военное время, надлежащей социальной поддержки, репараций, льгот и признания, соразмерных понесенному им ущербу, являлось нарушением статей 1 и 2 Конвенции, то Комитет сослался на пункт 19 своей Общей рекомендации N 33, касающейся доступа женщин к правосудию, где он рекомендует государствам-участникам обеспечивать, чтобы правовая защита была адекватной, эффективной, оперативной, всеохватной и соразмерной тяжести причиненного ущерба. В зависимости от обстоятельств, средства правовой защиты должны включать реституцию (восстановление в правах), компенсацию (в виде денег, товаров или услуг) и реабилитацию (оказание медицинской и психологической помощи и оказание других социальных услуг). Средства возмещения гражданского ущерба и меры уголовного наказания не могут быть взаимоисключающими (пункт 9.3 Мнений).
Приказ Росстата от 16.11.2023 N 567
(ред. от 11.01.2024)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований"Участники вооруженных конфликтов в мирное время - лица, принимавшие участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах, контртеррористических операциях в мирное время.
(ред. от 11.01.2024)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований"Участники вооруженных конфликтов в мирное время - лица, принимавшие участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах, контртеррористических операциях в мирное время.