Иск о признании недействующим нормативного правового акта

Подборка наиболее важных документов по запросу Иск о признании недействующим нормативного правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 213 "Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов" КАС РФ"Системное толкование приведенных норм с учетом требований пунктов 7, 8 Правил государственного регулирования позволяет констатировать, что вышеуказанные выданные (направленные) в рамках реализации контрольных полномочий решения (предписания) ФАС России, обязательные для исполнения регулирующими органами, которым они адресованы, являются основанием для принятия последними, в том числе, в течение периода регулирования (финансового года) и без открытия дела об установлении цен (тарифов), нормативных правовых актов, направленных на приведение ранее утвержденных цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, что исходя из положений частей 7, 8 статьи 213 КАС РФ относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел по административным искам о признании таких нормативных правовых актов не действующими.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Как уплачивается госпошлина при подаче в суд совместного искового заявления?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
В суд с одним иском о признании недействующим нормативного правового акта обратились три гражданина. Один из них является инвалидом II группы и освобожден от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым судами (пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ). Общая сумма госпошлины - 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Два других истца, не имеющие права на льготы при уплате госпошлины, должны заплатить 200 руб. (300 руб. : 3 x 2), то есть по 100 руб. каждый.
Статья: О некоторых проблемах правового обеспечения участия прокурора в административном судопроизводстве
(Афанасьева Т.И.)
("Российский судья", 2021, N 8)
Вызывают обоснованную критику положения КАС РФ применительно к оспариванию прокурором нормативных правовых актов <6>. Исходя из системного толкования ст. 39, 125, 208 и 213 КАС РФ в их взаимосвязи приходится констатировать, что прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта только в ситуациях, когда уже имело место нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или публично-правового образования. Данное обстоятельство обязывает прокурора включать в административное исковое заявление соответствующие сведения, в противном случае это может явиться основанием для отказа в принятии иска по формальным причинам. По нашему мнению, такая увязка права прокурора на оспаривание нормативно-правового акта исключительно с его правозащитной функцией не верна, поскольку искажает миссию прокуратуры, определенную для нее в действующем законодательстве. Такое оспаривание, по сути, является логическим продолжением деятельности прокуратуры по надзору за законностью нормативных правовых актов и их проектов.

Нормативные акты

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
При этом само по себе отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, установившего данный сервитут.